Освящение – это наше служение в царствии Божием на земле.
Джеймс Пакер
«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.»
(Откр.22:11)
Освящение, как записано в Кратком Вестминстерском катехизисе (вопрос 35), есть «дело Божией благодати, посредством которой мы обновляемся по образу Божию во всем своем человеческом естестве и становимся способны все больше и больше умирать для греха и жить для праведности».
Смысл этого понятия состоит не в том, что грех удаляется из нас полностью, с корнями (максимализм) или просто нейтрализуется (минимализм), а в том, что Бог в течение долгого времени менял, меняет и будет менять нашу природу, избавляя от греховных влечений и созидая в нас чувствования, наклонности и добродетели Христовы.
Освящение — это процесс очищения от греха, бесконечное преобразование в пределах установленного, порождающее реальную праведность в рамках относительной святости. Источником относительной святости, избранности для Бога, является крест, которым Бог при посредстве Христа искупил нас и объявил Своими (Деян. 20:28; 26:18; Евр. 10:10). Источником нравственного обновления, посредством которого мы постоянно изменяемся по сравнению с тем, какими мы были некогда, является сила обитающего в нас Святого Духа (Рим. 8:13; 12:1–2; 1 Кор. 6:11, 19–20; 2 Кор. 3:18; Еф. 4:22–24; 1 Фес. 5:23; 2 Фес. 2:13; Евр. 13:20–21). Бог призывает Своих детей к освящению и по милости Своей дает то, к чему обязывает (1 Фес. 4:4; 5:23).
Если возрождение есть рождение, то освящение есть возрастание. При возрождении Бог дает нам стремления, которых раньше у нас не было: стремление к Богу, к святости, к почитанию и прославлению имени Божьего в этом мире; стремление молиться, служить и угождать Богу, любить, поклоняться и хвалить Бога; стремление благотворить и выказывать любовь к ближним. В процессе освящения Святой Дух «производит… и хотение и действие по Своему благоволению» согласно Божьему намерению; то, что Он делает, побуждает нас «совершать свое спасение» (то есть выражать это на деле), осуществляя эти новые желания (Флп. 2:12–13).
Христиане все больше уподобляются Христу по мере того, как в них созидается «плод Духа» — нравственный облик Иисуса (2 Кор. 3:18; Гал. 4:19; 5:22–25). Исходя из того, как Павел употребляет слово слава во 2 Кор. 3:18, можно заключить, что в его понимании освящение природы уверовавшего есть начавшееся его прославление. После физического преображения наше уничиженное тело уподобится телу Христову, станет соответствовать нашей совершенно преобразившейся нравственной природе, будет совершенным средством отражения ее, после чего и завершится наше прославление (Флп. 3:20–21;1 Кор. 15:49–53).
Возрождение представляло собой моментальный, монергический акт оживления духовно мертвого. Само по себе возрождение есть исключительно дело Божье. Освящение же в определенном смысле синергично — это непрекращающийся процесс совместной деятельности, в которой от возрожденных людей, живых для Бога и мертвых для греха (Рим. 6:11, 14–18), требуется длительное, непрерывное послушание. Божий способ освящения — не активизм (Доктрина, утверждающая, что деятельность является основой жизни. — Примеч. перев.) (активность, полагающаяся на собственные силы и свое суждение) и не апатия (пассивность, полагающаяся на Бога), а усилия, во всем зависимые от Бога (2 Кор. 7:1; Флп. 3:10–14; Евр. 12:14). Зная, что без Христовой силы мы ничего не способны делать как следует (в нравственном смысле) и что Он готов укрепить нас на все, к чему Он призывает нас (Флп. 4:13), мы «остаемся на месте» (пребываем) во Христе, постоянно обращаясь к Нему за помощью — и получая ее (Кол. 1:11; 1 Тим. 1:12; 2 Тим. 1:7; 2:1).
Стандарт, на который направлено Божье дело освящения Своих святых, — это богооткровенный нравственный закон, истолкованный и явленный Самим Христом. Нам следует осознанно подражать Христовой любви, смирению и долготерпению под давлением любых неблагоприятных обстоятельств (Еф. 5:2; Флп. 2:5–11; 1 Пет. 2:21), поскольку дух и установка на уподобление Христу входят в число требований этого богооткровенного нравственного закона.
Однако верующие находят в себе противоположные стремления. С одной стороны, Дух поддерживает в них устремления и намерения, возникшие в момент возрождения; с другой, их греховность (то есть Адамовы инстинкты, «плоть»), пусть и низвергнутая с престола, но пока не уничтоженная до конца, постоянно отвлекает их от исполнения Божьей воли и совращает на пути, ведущие в погибель (Гал. 5:16–17; Иак. 1:14–15). Чтобы прояснить взаимоотношения закона и греха, Павел рассмотрел на своем примере смысл и значение необходимости полного соблюдения закона и ненавистный плен греховного поведения, которое возникает вследствие напряжения, существующего между Духом и плотью (Рим. 7:14–25). Конфликт Духа и плоти и проистекающая от этого неудовлетворенность собой не оставит христиан, пока они пребывают в уничиженном теле.
И все же, бодрствуя и молясь об удалении искушений и взращивая в себе добродетели, они могут с помощью Духа «умерщвлять» (то есть лишать их жизненной силы, ослаблять их убийственные качества) те или иные конкретные вредные пристрастия, и в этом смысле все больше и больше умирать для греха (Рим. 8:13; Кол. 3:5). Христиане одержат множество побед в своей нескончаемый битве с грехом, и Бог не попустит им быть искушаемыми сверх сил (1 Кор. 10:13).
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.