Наука и практика здоровья самых пожилых — самая молодая область медицины. Шансы жить долго и счастливо имеют скорее больные, а не здоровые люди.
Ольга ГРЕКОВА.
«Бабушка старенькая, поэтому все забывает. Тут уж ничего не поделаешь»… «Дед плохо видит и слышит. Но ведь ему уже 75! Он и так огурцом держался до последнего».
Многие из нас наверняка слышали подобные фразы, в том числе от медицинских работников. И вроде как с ними не поспоришь.
Впрочем, с развитием технологий выражение «это же старость» звучит из уст врачей все реже. Гериатры — специалисты, занимающиеся лечением пожилых людей, утверждают: возраст имеет к болезням опосредованное отношение. Если бы наша бабушка начала заниматься профилактикой потери памяти хотя бы лет в 50–60, забывала бы она сейчас гораздо меньше, чем «всё». Ну а деду просто нужно было посещать врачей при первых неприятностях со зрением и слухом, а не молодиться «до последнего».
Вот и получается, что проблема-то не столько в старости, сколько в нежелании тщательно следить за здоровьем. Бывает, что человека по жизни ничего особо не беспокоило, соответственно, не было привычки ходить по поликлиникам. И вдруг — инсульт, инфаркт, деменция, скоропостижная смерть… «Но почему? — удивляются окружающие. — Ведь ничто не предвещало, так внезапно!»
«Внезапность» эта кажущаяся. Просто организм, год за годом самостоятельно справлявшийся с проблемами, устал и «сломался». Хотите верьте, хотите нет, но люди со слабым здоровьем нередко имеют больше, чем «здоровяки», шансов на долгую и счастливую жизнь. Они регулярно посещают врачей, «латают» собственное тело и вряд ли пропустят серьезный недуг.
О том, как обеспечить себе и своим родным достойную старость, а также о заблуждениях, связанных с возрастом, мы беседуем с главным гериатром Минздрава России, директором Российского геронтологического научно-клинического центра, доктором медицинских наук, профессором Ольгой ТКАЧЕВОЙ.
Стремимся стареть успешно
— Ольга Николаевна, как изменилось поколение пожилых людей за последние годы?
— Исследования показывают, что угасание когнитивных функций (а это интеллект, получение, обработка и воспроизведение информации, речь, память, двигательные навыки) у современных людей замедлилось. Если посмотреть на середину ХХ века и на нынешнее время, можно сказать, что современные люди 60 лет биологически примерно соответствуют 50-летним, жившим в середине ХХ века. Мы наблюдаем замедление процессов старения. Люди в возрасте 55, 60, 65 лет могут быть очень активными. Их трудно назвать пожилыми в привычном нам смысле.
Есть термин «здоровое старение» — когда человек физически, психологически здоров и социально адаптирован. Теперь появился новый термин: «успешное старение», а это не только физическое, эмоциональное, психологическое здоровье, но и чувство цели, внешний вид, успех. Это представление постулирует, что старение — не конец жизни, а очередной период развития. Это совершенно новое представление о старении. В то же время старение сопряжено с болезнями, потерей физической и когнитивной активности.
Еще несколько десятилетий назад не было такого огромного количества пожилых людей в стационарах и поликлиниках. И не просто пожилых, а пациентов старческого возраста — 80–85-летних и старше, которых надо лечить вообще по-другому. Перенести технологии, которые мы используем при лечении молодых людей, в чистом виде на пожилой возраст нельзя. Некоторые вещи, которые хороши для молодых людей, абсолютно противопоказаны для пожилых. И наоборот.
В настоящее время в России реализуется масштабный проект «Старшее поколение». Одна из задач программы — обеспечить каждому россиянину достойную жизнь в пожилом возрасте. И здоровье, безусловно, играет важнейшую роль. Профилактике заболеваний пожилых россиян медики стали уделять большое внимание. Планируется, что к 2025 году в рамках проекта «Старшее поколение» профосмотры и диспансеризацию пройдут 70% людей старше трудоспособного возраста (в 2019-м — не менее 23%, в 2020-м — 28%, в 2021-м — 34%, в 2022-м — 55%, в 2023-м — 65%).
— Столь мощный охват жителей страны связан с увеличением продолжительности жизни россиян?
— Да. Продолжительность жизни растет вообще не только в России, но и в других странах — это глобальный тренд. Есть риск, что старение будет сопровождаться увеличением количества людей, которым требуются посторонняя помощь, уход. Об этом говорят и специалисты, и системы здравоохранения, и системы социальной помощи, и экономисты. Мы видим, что увеличение продолжительности жизни идет за счет увеличения активного периода, а время, когда человеку требуется посторонняя помощь, не увеличивается (6–7 лет в среднем). А вот период активной жизни как раз увеличивается — за счет профилактических технологий. И эти профилактические технологии должны начинаться не с пожилого возраста, а как можно раньше. Не надо думать, что замедлять старение надо только в пожилом возрасте. Но даже если человек до 60 лет не думал о здоровье, профилактикой заняться нужно обязательно — лучше поздно, чем никогда. В любом случае надо пользоваться тем, что можно пройти диспансеризацию бесплатно, причем диспансеризацию, нацеленную на определенный возраст.
Вяжем узелки на память
— В чем особенности диспансеризации в пожилом возрасте?
— С 55 лет у людей появляются риски развития заболеваний, связанных непосредственно со старением. Эти заболевания могут привести к существенной потере качества жизни. Человек становится менее активным, снижаются физические и когнитивные функции. Задача — не только профилактика хронических заболеваний, но и замедление процесса старения. Поэтому в программу диспансеризации людей пожилого возраста включены аспекты, связанные со старением. Например, оценивается риск падений и переломов, выраженность когнитивного дефицита и другие.
Наша задача — максимально продлить период, когда человек может себя обслуживать сам, когда он максимально активен.
Московский Комсомолец, 8 сентября 2019 года.