Мы должны служить Богу и преобразовывать общество.
Джеймс Пакер
«Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся», — что все истлевает от употребления, — по заповедям и учению человеческому?» Кол. 2:20–22
Слово мир в Новом Завете означает то же, что и в Ветхом, то есть эту землю, природу, сотворенную Богом. Но чаще всего слово «мир» означает род человеческий, пребывающий в состоянии греховности и нравственной порочности; мир, радикально противостоящий Богу и преданный злу. Временами оба эти значения, по всей видимости, сочетаются так, что слово «мир» надо понимать в совокупности обоих смыслов как упорствующих в своей неправоте людей, навлекающих на себя позор и гнев Божий злоупотреблением всем созданным.
Христиане посланы в этот мир своим Господом (Ин. 17:18) для свидетельства о Божьем Христе и Его Царстве (Мф. 24:14; ср. Рим. 10:18; Кол. 1:6, 23) и для служения его, мира, нуждам. Но этот свой труд они должны совершать, не становясь жертвами его материалистического духа (Мф. 6:19–24, 32), его безразличия к Богу и грядущей жизни (Лк. 12:13–21) и его самонадеянного поиска лишь удовольствий, выгоды и достатка (1 Ин. 2:15–17). В настоящее время мир есть царство сатаны (Ин. 14:30; 2 Кор. 4:4; 1 Ин. 5:19; ср. Лк. 4:5–7), и внешний вид и внутреннее содержание человеческого общества отражают больше сатанинскую гордыню, чем Христово смирение.
Христиане, подобно Христу, должны сочувствовать тревогам и заботам людей, чтобы действенно служить им и сообщаться с ними. Однако делать это они должны на основании своей оторванности от этого мира, в котором в настоящий момент они находятся, возвращаясь домой, к Богу, и в котором их единственной целью должно стать угождение Богу (Кол. 1:9–12; 1 Пет. 2:11). Писание не санкционирует ни удаление в монастырь (Ин. 17:15), ни тем более обмирщение (то есть любую форму житейской поглощенности собой, которая характеризует людей в этом мире: Тит. 2:12). Иисус поощрял Своих учеников брать пример с мирских людей, изобретательно использующих деньги для осуществления своих целей, с той лишь разницей, что цель перед ними должна быть надлежащей — не суетная, земная обеспеченность, а небесная слава (Лк. 16:9).
Следовательно, важнейшее требование Бога к христианам, живущим в этом мире, такое: они обязаны отличаться от окружающих верностью Божьим нравственным абсолютам, деятельной любовью, уклоняться от постыдной распущенности и хранить достоинство носителей образа Божьего путем отказа от безответственного потакания своим желаниям (Рим. 12:2; Еф. 4:17–24; Кол. 3:5–11). Мы должны полностью порвать с ценностными установками мира и мирским образом жизни, чтобы преображаться в образ Христов в позитивном смысле (Еф. 4:25–5:17).
Перед христианами стоит тройственная задача:
Во-первых, они должны, исполняя главное поручение Церкви, благовествовать о Христе (Мф. 28:19–20; Лк. 24:46–48); следовательно, каждый христианин обязан прилагать все усилия для обращения неверующих. Важную роль в этом играет преображенная жизнь самого благовествующего (1 Пет. 2:12).
Во-вторых, любовь к ближним должна постоянно подвигать христиан ко всякого рода благотворительности.
В-третьих, они призваны исполнить «культурное предписание», данное Богом роду человеческому по сотворении мира (Быт. 1:28–30; Пс. 8:6–8). Человек был создан, чтобы управлять Божьим миром, и это управление является элементом человеческого призвания во Христе. Надо отметить, что за этим стоит усердный, прилежный труд для Божьей славы и блага других людей. В этом суть подлинной протестантской «трудовой этики». Смысл в том, что исполнение Божьего «призвания» является исполнением требований религиозной дисциплины.
Зная, что Бог по благости Своего промысла и долготерпению, даже перед лицом человеческого греха, хранит и насыщает Свой заблудший мир (Деян. 14:16–17), христиане должны заниматься всякого рода законной деятельностью на основании христианских ценностных установок и мировоззрения и быть солью (консервантом, придающим продуктам вкус) и светом (освещающим предлежащий путь) в человеческом обществе (Мф. 5:13–16). Если каждый христианин будет выполнять свое предназначение, христианство станет движущей силой социальных преобразований.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.