Пастыри обязаны заботиться о церкви.
Джеймс Пакер
«…Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать.» Тит. 1:9
Апостолы не только призывали всех христиан наблюдать друг за другом с любовью, заботой и молитвой (Гал. 6:1–2; 1 Ин. 3:16–18; 5:16; Евр. 12:15–16), но и назначали в каждом собрании блюстителей, называемых «пресвитерами» (Деян. 14:23; Тит. 1:5).
Им вменялось блюсти членов общины подобно тому, как пастухи блюдут овец (Деян. 20:28–31; 1 Пет. 5:1–4), уча их на собственном примере (1 Пет. 5:3) уклоняться от всякого зла и шествовать к добру. Из-за исполняемой ими роли пресвитеров (греч. presbuteroi) называют также «пастырями» (греч. poimenes, или «пасторами», Еф. 4:11) и блюстителями (греч. episkopoi, или «епископами», Деян. 20:28, ср. ст. 17; Тит. 1:5, ср. ст. 7; 1 Пет. 5:1–2), а также используют другие названия, отражающие их руководящую роль (Рим. 12:8; 1 Фес. 5:12; Евр. 13:7, 17, 24). Собрание, со своей стороны, должно признавать авторитет поставленных ему Богом руководителей и следовать их указаниям (Евр. 13:17).
Этот порядок отмечается уже в Ветхом Завете, где Бог назван Пастырем Израиля (Пс. 79:2), а цари, пророки, священники и старейшины (начальство на местах) призваны быть Его представителями в роли «подпасков» (Чис. 11:24–30; Втор. 27:1; Ездр. 5:5; 6:14; 10:8; Пс. 76:21; Иер. 23:1–4; Иез. 34; Зах. 11:16–17). В Новом Завете Иисус, Пастырь добрый (Ин. 10:11–30), назван также Пастыреначальником (1 Пет. 5:4), а пресвитеры — Его подчиненными. Апостол Петр называет себя «сопастырем» и свидетелем страданий Христовых (1 Пет. 5:1), давая понять, быть может, что духовное пастырство было особой задачей, которую Иисус поставил перед ним, призывая его на служение (Ин. 21:15–17).
Некоторые, не все, пресвитеры преподавали учение (1 Тим. 5:17; Тит. 1:9; Евр. 13:7), а в Еф. 4:11–16 говорится, что Христос дал церкви «пастырей-учителей» (одна категория с ролью двойного назначения), чтобы готовить всякого члена церкви через поиск и развитие его духовных дарований к служению (ст. 12–16). Среди руководства собрания апостолы предусматривали, по всей видимости, учителей, которые не были пресвитерами (2 Тим. 2:2), пресвитеров, которые не преподавали учения, а также пресвитеров, которые руководили и преподавали.
Пастырство, возложенное на пресвитеров, требовало духовной зрелости, твердого христианского характера и упорядоченной, хорошо налаженной личной жизни (1 Тим. 3:1–7; Тит. 1:5–9). Искренность и верность в пресвитерском служении будут вознаграждены (Евр. 13:17; 1 Пет. 5:4; ср. 1 Тим. 4:7–8).
Пастырские обязанности апостолов, как и апостольских представителей, например, Тимофея и Тита, были шире, чем у пресвитеров собрания (2 Кор. 11:28; Тит. 1:5), а у дьяконов (греч. diakonoi, или «слуг», по всей видимости, помощников пресвитеров, 1 Тим. 3:8–13; Флп. 1:1) — уже, касаясь преимущественно дел благотворительности (Деян. 6:2–6; Рим. 16:1–2).
Каждая церковь нуждается в служителях, ответственных за пастырство, и в мудром способе их избрания и назначения.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.