Как быть довольным.
Бог Есть, Администратор.
Павел говорил: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Флп. 4:11). Быть всем довольным — редкое качество. Все хотят иметь его, но на деле мало кто доволен собой или тем, что имеет. Похоже, что желание большего — одна из черт человеческой природы. Даже в личном плане мы зачастую не удовлетворены тем, что мы собой представляем. Как правило, мы хотим быть такими, как кто-то, но только не самими собой.
Четко определить границы этого качества, которые находятся где-то между алчностью и самодовольством, не так-то просто. Мы никогда не должны думать, что уже нашли их, и быть настолько довольными собой, что оставить попытки стать лучше. В то же время мы должны воспитывать в себе чувство удовлетворенности своим положением и тем, что у нас есть. Для христиан важно не сомневаться в том, что, предстань мы пред Богом на суде прямо сейчас, мы бы отправились только на небеса и никуда больше. Нам в равной степени важно постоянно исследовать себя и никогда не останавливаться в своем росте.
Что такое быть довольным и что такое быть алчным.
Большинство учений Нового Завета об удовлетворенности тесно связано с необходимостью удерживаться от алчности. В Лк. 3:14 к Иоанну Крестителю пришли воины, которые желали узнать, что им нужно сделать, чтобы Бог принял их. Иоанн ответил: “Не берите ни у кого денег силой и никого не обвиняйте напрасно, а также будьте довольны своими доходами”. Павел писал Тимофею: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:6-10).
Ясно, что человеку приходится выбирать между алчностью и удовлетворенностью. Оба эти чувства не могут уживаться в одном и том же сердце. В Евр. 13:5, 6 сказано: “Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «Не оставлю тебя и не покину тебя», так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»”
Почему любовь к деньгам и неудовлетворенность настолько нежелательны для христиан? Потому, что в таком случае все их помыслы направлены на себя, а не на Бога и Его волю. Мы не можем служить и Богу, и деньгам (Мф. 6:24). Где наше богатство, там будут и наши сердца.
В основе идеи удовлетворенности лежит вера в то, что Бог позаботится о нас. Если мы действительно ищем прежде всего Бога, то Он даст нам все, в чем мы нуждаемся (Мф. 6:33). Удовлетворенность не зависит от условий нашей жизни; она зависит от наших взаимоотношений с Богом. Он наш помощник. Нам не следует бояться того, что люди могут сделать нам. Он обещал, что никогда не оставит и не предаст нас. Благодаря Ему мы ни в чем не терпим недостатка (Кол. 2:10).
Что мешает нам быть довольными.
В главе 4 Послания к Филиппийцам Павел дает, пожалуй, самое замечательное описание удовлетворенности. Здесь он также показывает, что может препятствовать человеку быть довольным. Подумайте над его словами: «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства. Говорю это не потому, что нуждаюсь; ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке; все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:10-13).
Павел находился в римской тюрьме. Филиппийская церковь, которая его очень любила, отправила ему дар, чтобы немного поддержать его. Павел благодарит их за это. В стихе 14 он пишет, что филиппийская церковь сделала хорошее дело, позаботившись о нем, когда ему было особенно тяжело. Из стихов 15 и 16 видно, что эта церковь не оставляла Павла и регулярно ему помогала. Их дар был щедрым и в избытке удовлетворил потребности Павла (ст. 18). Он пообещал, что Бог благословит их за этот дар (ст. 19).
Для Павла было важно высказать им, а также и нам, слова глубокой признательности, при этом дав понять, что и без этого дара он имел все необходимое, был счастлив и всем доволен. Этот дар был нужен не только Павлу, но и им самим, так как за него они получат Божье благословение.
Павел подчеркивает, что быть довольным он научился. Он говорит: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». С удовлетворенности не начинают курса обучения христианскому образу жизни; это уже как бы дипломная работа. На нашем пути к ней могут возникнуть препятствия. Мы должны научиться радоваться всему, чему следует радоваться (Фил. 4:4). Мы должны воспитать в себе “кротость», ибо знаем, что Господь близко (ст. 5), а также научиться справляться с переживаниями с помощью молитвы, а не раздражаться (ст. 6). Нам нужен мир, который исходит только от Бога, а не от каких-либо достижений (ст. 7). Мы должны настроиться на правильные мысли, сосредоточиться на том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, приятно и пользуется доброй славой. Мы должны помышлять о том, что достойно восхищения и похвалы (ст. 8).
Быть довольными нам мешает не только зависть к чужому, но также и любые переживания, которые направляют наши мысли на самих себя и на то, что мы сами можем сделать, а не на Бога, которому мы служим, и присутствие Его силы в нашей жизни.
Как научиться быть всем довольным.
Удовлетворенность не приходит к нам в момент крещения вместе с прощением и Святым Духом. Это то, чему мы учимся, став христианами. В Новом Завете есть указание на то, что Павел не всегда был довольным. Он научился этому, живя для Бога. А как нам научиться тому же?
Павел усвоил этот урок, испытав в жизни разочарования, душевную боль, отверженность, обиды. Удовлетворенности никогда не научишься, сидя в удобном кресле. Она приходит через испытания, через моменты в жизни, когда ситуация оказывается нам не подвластна, а душевную боль ничем нельзя унять.
Быть всем довольным нельзя научиться самому. Павел научился, однако сила его была от Христа, который укрепляет нас. Нельзя лишь прочесть новейший самоучитель или пройти некий курс обучения, и вот вы уже новоиспеченный магистр удовлетворенности. Мы должны положиться на Господа и научиться доверять Ему. Мы можем достичь этого, если сосредоточимся не на видимом, а на невидимом. Павел писал во 2 Кор. 4:16-18: «Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».
Важны не масштабы бедствия, а то, как мы на него смотрим. Удовлетворенность находится в Божьем сердце. Приближаясь к Его сердцу, мы приближаемся и к ней.
Отче, нам так легко видеть все, что предлагает мир, но так сложно заглянуть за пределы материального, в вечность. Дай нам сердца, которые не довольствовались бы вещами этого мира, но были бы полностью довольны благословениями, которые Ты посылаешь нам. Через Иисуса мы молимся. Аминь.