Полураскрытая тайна: Боже, дай нам ощутить силу и понять замысел преображение Христа.
Мф. 17:1-8
Бог Есть
Необычный случай описан в Мф. 17:1-8: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Петр сказал Иисусу: “Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, вот, облако светлое осенило их; и вот, голос из облака говорящий: “Это Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: “Встаньте и не бойтесь». Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса».
Преображение — одна из самых величественных сцен всей священной истории. Оно случилось приблизительно через неделю после того, как Иисус пообещал создать Свою церковь (Мф. 16:18). Событие это произошло на горе, которая, как считается, была на пути между Кесарией Филипповой и Иерусалимом. Иисус взял трех свидетелей: Петра, Иакова и Иоанна. Их же Он выбирал и в других случаях. Возможно, из всех апостолов они больше всех были подготовлены в сердце и в жизни для той цели, которую задумал Иисус. Позже Павел назвал их «почитаемыми столпами” (Гал. 2:9). Какой бы ни была причина их избрания, именно они в тот раз поднялись на гору, чтобы помолиться с Иисусом.
Преображенный Иисус
Во время молитвы изменился внешний вид Иисуса. Он явился в славе. Это говорит кое-что о тайне, в которую Он был облечен до того, как пришел на землю, и о том великолепии, в которое должен был облечься после Своего прославления. Обитатели небес имеют внешность исключительной славы. Лицо Моисея сияло после его общения с Господом (Исх. 34:29). Когда Иисус явился Савлу Тарсянину, воссиял свет, “превосходящий солнечное сияние” (Деян. 26:13). Явление Иисуса Иоанну на Патмосе было с такой славой, какую надо было только видеть (Отк. 1). Во время преображения лицо Иисуса стало, как солнце, а одежды Его сделались исключительно белыми. Какое это было, наверное, замечательное зрелище!
Явление Моисея и Илии
Когда Петр, Иаков и Иоанн смотрели на Иисуса, они вдруг увидели, как “…вот, два мужа беседовали с Ним” (Лук. 9:30). Уход Моисея и Илии из этой жизни был сопряжен с какой-то тайной. Моисей умер на границе с землей обетованной, но не был похоронен человеческими руками. В Иуд. 9 есть ссылка на некий загадочный разговор между дьяволом и архангелом Михаилом о теле Моисея. Иуда не поясняет эту подробность, и больше нигде об этом не говорится. Место последнего пристанища Моисея не известно (Втор. 34:6).
Илия жил приблизительно за тысячу лет до Христа. Он был одним из двух переселенных мужей в Ветхом Завете. В назначенное время с небес спустилась, как сказано в 4 Цар. 2:11, огненная колесница, и Илия был взят из этого мира.
В момент преображения Иисуса, через полторы тысячи лет после смерти Моисея и через тысячу лет после ухода Илии, их видели на горе разговаривающими с Иисусом. Это же доказывает бессмертие! Умершие не мертвы! Они по-прежнему живы! Что-то в человеке никогда не прекращает существовать.
Два мужа беседовали с Христом спустя много веков после того, как покинули землю. Беседовали, о чем? Нам нет необходимости гадать. Они говорили о приближающейся смерти Иисуса (Лк. 9:31) – на самую важную тему из занимающих людские умы. Зачем было кому-то из давно прошедших веков интересоваться этим? Ответ находится в Евр. 9:15: Его прощающая грех кровь проливалась не только ради будущих, но и ради ушедших поколений.
Голос с небес
Вначале три апостола уснули (Лк. 9:32), но проснувшись, вскоре стали с большим интересом наблюдать за происходящим. Петр восторженно предложил: “…если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии” (Мф. 17:4). Похоже, он хотел прославить всех троих одинаково. Иисус не стал упрекать его; это должно было последовать, и гораздо более выразительно. На них опустилось светлое облако, и послышался Божий голос: “Это Сын Мой возлюбленный… Его слушайте» (Мф. 17:5). Петр запомнил это на всю жизнь. Он говорил об этом даже почти поколение спустя (2 Пет. 1:16-18).
В чем смысл всего этого? Моисей и Илия представляли всю ветхозаветную эру. Моисей символизировал закон, Илия — пророков. Сам Иисус обобщил Ветхий Завет в одной фразе: “закон и пророки” (Мф. 7:12). Было время, когда Моисей и пророки были голосом власти. Во время преображения Христа апостолам было велено слушать Его. В свое время Бог действительно говорил через пророков, но сейчас Он говорит с нами через Своего Сына (Евр. 1:1, 2).
Связанные с преображением события убедительно учат, что Ветхий Завет отменен. Этот урок был нужен Петру, и он же стал темой одной из самых важных дискуссий, которые вел Павел. Урок этот нужен и сегодня. Люди по-прежнему настаивают на том, что нужно слушать Моисея как авторитет в религии. Бог же сказал: “Это Сын Мой возлюбленный… Его слушайте».
В этот раз три апостола испугались, как когда-то Израиль у подножья Синая. Они пали ниц. Когда Иисус коснулся их, они посмотрели вокруг и увидели «одного Иисуса» (Мф. 17:8). Моисей и Илия исчезли; они сложили свои полномочия в Его пользу.
Божье Слово учит нас, что существует три мира: земной, промежуточный и вечный. Еще один интереснейший момент в Преображении состоит в том, что в нем был представлен каждый из этих миров. Где и когда еще было такое собрание? Эта сцена более чем когда-либо заставляет нас верить в жизнь после смерти. Иоанн, один из трех свидетелей, позже написал, что однажды мы будем подобны Христу, “потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).