Бог Есть. Администратор
Поиск смысла существования давно мучает человека. Многие поэты и философы тщетно пытались обнаружить этот «смысл” в своей жизни. Уделом их, как и миллионов других, кто пытался объяснить цель жизни вне существования Бога, были лишь пустые заключения.
Буйные шестидесятые снова поместили этот вопрос в центр внимания. Доверчивому поколению внушалось, что методом раскрытия смысла и цели жизни могут служить беспорядочные половые связи. Часть молодежи присоединилась к группам, которые пытались объяснить “смысл” абсурдными понятиями (“битники” или “хиппи”). Другие обратились к психоделическим методам (ощущению мира через наркотический транс), находя там не осмысленное существование на земле, а еще большую пустоту. Эти тщетные попытки являются примером еще одного трагического провала атеизма, который ведет к существованию без цели и смысла! Атеизм не может сказать нам, в чем смысл жизни, ибо он отрекся от Бога, в то время как Он единственный делает нашу жизнь осмысленной. В конечном итоге, атеизм предлагает мировоззрение, приводящее к монотонности, скуке и пустоте!
Трагическая бессмысленность атеизма отражена в последнем стихотворении лорда Байрона, написанном им за три месяца до смерти. Оно названо “В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет”. Его преданность атеистическим принципам привела его к безысходной усталости от жизни в молодом возрасте. Прочтите его слова, полные удрученности:
Мой листопад шуршит листвой.
Все меньше листьев в вышине.
Недуг и камень гробовой
Остались мне.
Человеку в течение его жизни на земле совсем не обязательно переживать такую подавленность, какая была у Байрона и подобных ему. Другой выбор придает жизни смысл и делает ее богатой, полезной и приятной. Это вера в то, что есть Бог на небесах. Это жизнь с уверенностью в существовании Всемогущего, в Его верховной власти, любви и доброте. Давайте, отвечая на вопрос, в чем смысл жизни, проследим оба эти пути. Здравый смысл укажет нам на пустоту атеизма и перспективы теизма.
ТЩЕТНЫЙ ВЫБОР – АТЕИЗМ!
Прежде всего, нам говорят, что нужно изменить наше отношение к жизни, и тогда смысл ее будет найден! Есть старое избитое выражение: “Если жизнь дает тебе лимон, сделай из него лимонад!” Это рецепт, предлагаемый атеизмом. Предполагается, что процессы мышления могут изменить все, что неудобно в жизни. Нам говорят, что внутреннее видение поднимет нас над мелкими жизненными невзгодами. В этом совете кроется большая проблема — изменение нашего отношения не снимает наболевшего вопроса: “Почему мы здесь?” Изменение отношения не замещает бесцельности существования определенным планом жизни. Монотонность и бессмысленность жизни остаются, неважно насколько успешно мы начинаем игнорировать этот настоящий вопрос! Чтобы сделать жизнь значимой, человеку требуется больше, нежели изменение отношения. Нам требуется больше, нежели изменение пейзажа, чтобы успокоить нашу убийственную тоску!
Во-вторых, предлагается избегать вопроса о смысле жизни. Такой подход подсказывает нам сделать вид, что проблемы не существует. Атеизм заявляет, что настоящий “смысл” жизни субъективен и не может измеряться объективностью. Как же тогда атеисты утверждают, что некоторые жизни не “стоят того», чтобы их проживали (например, жизнь рожденных неполноценными, престарелых, больных неизлечимыми болезнями и других, которых они выбирают в качестве объектов эвтаназии — “милосердного умерщвления”)? Как может атеизм настаивать, что одним “стоит” жить, а другим “не стоит», если нельзя искать смысла?
И опять же, игнорирование проблемы не придает жизни ни смысла, ни ценности. Замалчивание вопроса заставляет людей жить подобно бездумным роботам. Вольтер показал абсурдность попыток замять вопрос о смысле жизни: “Человек — незнакомец для самого себя. Он не знает ничего ни о том, откуда он пришел, ни куда он идет. Страдающие атомы в луже грязи, пожираемые смертью, насмешка судьбы”. Пытаться ответить на вопрос о смысле жизни путем игнорирования этого вопроса приводит только к большему отчаянию!
В-третьих, считается, что смысл жизни придают удовольствия. Нам говорят, что это панацея от всех испытаний, пустоты, скуки и усталости; но такой ответ не приносит удовлетворения. Некоторые всю жизнь проводят в развлечениях, но приходят к еще большей пустоте. Само по себе удовольствие не может освободить нас от мук бессмысленного существования. У нашего общества есть доступ ко всему, что может сделать жизнь приятной: труд облегчен, медицинские достижения удивительны, развлечения в избытке. Современный человек освобожден от тысяч разнообразных деспотических ограничений, которые некогда портили ощущение счастья.
Можно было бы подумать, что те, кто живет в наше время, должны быть самыми довольными из всех цивилизаций; однако, даже имея доступ ко всем удивительным достижениям, мы обнаруживаем, что наш удел — парализующая апатия, ужасающие страхи и агонизирующая пустота. Цепи бессмысленного существования не были разорваны! Почему? “Когда постоянно нажимают на кнопку удовольствий, а они уже больше не поступают либо их воздействие становится весьма непродолжительным, то наступает ужасающая пустота». В то время как атеизм пропагандирует, что, когда мы находим удовольствия, мы находим смысл жизни, трагическая действительность состоит в том, что существование, полное смысла, никогда не обретается в погоне за сомнительными удовольствиями.
В-четвертых, нам говорят, что смысл жизни дает успех. Нас убеждают, что, как только мы его достигнем, жизнь приобретет смысл. Это еще одна ложь атеизма. Миллионы жизней свидетельствуют, что успех в деле, богатства, известность или слава не наполняют жизнь смыслом. Отличный пример этому можно видеть в имевшем бурный успех фильме “Огненные колесницы”, в котором изображаются события, происходившие в британской олимпийской команде легкоатлетов в 1924 году. Два человека, Эрик Лиддл и X. С. Абрахаме являют собой разительный контраст. Лиддл, позже становящийся миссионером в Китае, имеет цель и смысл в жизни. Он бежит, чтобы прославить Бога. Абрахаме, напротив, не имеет настоящей цели в жизни, не понимает ее смысла. Он не может найти ответа на мучительный вопрос, зачем он существует. В фильме он признается перед тем, как выиграть золотую медаль: “У меня есть десять секунд, чтобы доказать, что я не зря существую, но даже и тогда я не уверен, что докажу это». Он завоевал золото. Он стал “самым быстрым человеком в мире», но смысл существования для него так и остался непонятым!
Уолл Стрит и Голливуд заполнены примерами того, что успех не наполняет жизнь смыслом. Снова атеизм не в состоянии ответить на настоятельный вопрос. Атеизм говорит нам, что смысл жизни можно найти в изменении отношения, в удовольствиях, в успехе или в творчестве. Как раз наоборот: все это только приносит еще большее чувство тщетности! Смысл и цель жизни нельзя найти в этих заменителях надежды. Наше общество бредет бесцельно; оно тонет в отчаянии, потому что последовало по пути атеизма.
ВЫБОР, ДАЮЩИЙ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, — В БОГЕ!
Нам следует быть благодарными за то, что нам чужда бесплодность атеизма в вопросе объяснения смысла жизни. Вера в Бога способна указать смысл и цель жизни. Книга Екклесиаста содержит ответы на настоятельный вопрос о смысле жизни.
Екклесиаст — это книга о жизни, написанная реалистом. Соломон, автор ее, рассматривает все аспекты жизни, старясь объяснить ее цель и смысл. Во всей этой замечательной книге мы находим рассуждения о чувстве разочарования и безысходности, о псевдоуспехе, отношениях полов, работе, справедливости, о друзьях, религии, радости, страданиях и пустоте жизни. Мы узнаем, что некоторые считают жизнь бессмысленной; они становятся циниками. Другие же воспринимают жизнь освежающей и полной. Какова же разница между этими двумя группами? Как могут люди видеть одно и то же существование так по-разному? Различие состоит в их видении Бога. Те, кто полагается на Бога, резко отличаются от тех, кто отрицает существование Бога. Это различие особенно заметно в их взгляде на смысл жизни.
Те, кто отрицает Бога, находят жизнь пустой. Они живут эгоистично и никогда не находят удовлетворения. Соломон трагически изобразил в Екклесиасте эту группу. (1) Они издают стон жалкой бесплодности: “Суета сует, — все суета!” (1:2). Они не находят смысла, только отчаяние. (2) Они не в состоянии найти смысл своего существования в успехе. В 2:1-11 Соломон показывает, что успех бессилен. У него было все: “Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия” (2:10). После того, как он погрузился в удовольствия, — после того, как его успех возвел его на вершину славы, — он сказал: “И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!” (2:11). (3)
Те, кто отвергает Бога, думают, что знания и мудрость наполнят все смыслом, но ничего не получается (2:12-17). Испытав пустоту материального богатства и удовольствий, Соломон начал искать смысл в мудрости (2:12). И снова потерпел неудачу. “И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа» (2:17). (4) Тех, кто отвергает Бога, ждет полный крах и бессмысленное существование. “И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем” (2:20; ср. 5:15).
Вот как Екклесиаст описывает тех, кто живет по атеистическим принципам. Они не находят радости в жизни и не имеют надежды в смерти. Неудивительно, что Соломон с таким чувством повторяет слово “суета»!
Екклесиаст утверждает, что жизнь имеет смысл, но смысл возможен только тогда, когда мы верим в Бога. Эта радостная весть объявляется в 12:13: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». “Буквально последняя фраза читается: “в этом каждый человек», “в этом весь человек». Таким образом, Соломон говорит, что страх перед Богом и исполнение воли Владыки — “то, что делает человека цельным, совершенным и полным”. Никто не будет совершенным без правильных отношений с Богом. Но такие отношения приходят только, если есть страх перед Богом и соблюдение Его заповедей.
Согласно Екклесиасту, если вы живете без Бога, ваша жизнь не стоит того, чтобы жить! Жизнь без Бога наполнена монотонностью, пустой мудростью, грядущим гневом и несомненной смертью! Тем, кто живет с Богом, предстоит иной конец. Жизнь в страхе и в послушании перед Богом делает земное существование ценным и богатым (см. 2:24, 25; 3:12, 13, 22; 5:18, 19; 8:15; 9:7-9; 11:9). Ключ к обретению смысла и цели в жизни — в том, чтобы “бояться Бога и заповеди Его соблюдать» (12:13). Соломон говорит, что это “сущность всего». Другого ответа нет.
Из книги Екклесиаста вытекает чрезвычайно интересный факт. Все то, что усиливает пустоту атеистической философии, усиливает радость тем, кто верит и слушается Бога. Атеизм нам велит изменить наше отношение, и тогда мы, мол, найдем смысл жизни; но когда в решение проблемы будет включен Бог, наше отношение изменится буквально во всем, начиная с рождения, на протяжении всей жизни и вплоть до смерти. Это изменение отношения к жизни принесет великую радость (см. 7:16; 17, 21; 11:5, 8). Атеизм велит нам не задумываться о смысле жизни, но мы лишь обнаруживаем, что этот вопрос нельзя игнорировать. Когда же мы делаем это с позиций существования Бога, то мы обнаруживаем, что смысл жизни можно найти: “Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (12:13). Атеизм говорит нам, что смысл жизни придадут удовольствия, но мы обнаруживаем, что удовольствия лишь опустошают. Когда главным фактором в вопросе становится Бог, то удовольствия только усиливают земную радость существования (9:7-9). Атеизм говорит нам, что смысл жизни состоит в успехе, хотя успех приносит только горе и отчаяние. Только когда Бог входит в нашу жизнь, успех может дополнить радость жизни и ее цель (11:1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что делает существование человека значимым? Как говорил Уильям Глассер: “Есть два качества, которые наполняют жизнь смыслом: потребность любить и быть любимым и потребность чувствовать, что мы представляем ценность в собственных глазах и в глазах других”. Соломон давным давно указал на это в Екклесиасте 12:13, 14. Бог любит нас, и наша цель в жизни — любить Его и служить Ему!
Жизнь, в которой есть смысл, приобретает огромную ценность. Это возможно благодаря следующим истинам. Первая: страх перед Богом вводит нас в правильные отношения с Ним. Этот “страх” есть благоговение и почитание. Этот “страх” ставит Бога на место, по праву Ему принадлежащее, признавая, что Он имеет власть направлять земную жизнь. Вторая: выполнение Его заповедей обеспечивает нам соответствующий образ жизни и дает великую радость (см. Пс. 118:97). Третья: жизнь в послушании подготовит нас к Божьему суду. Каждый поступок будет судим Святым Отцом. Это показывает, что Бог заботится о нас и потому проверяет, как мы живем. Его забота о каждом аспекте нашей жизни подчеркивает тот факт, что наша жизнь имеет и смысл, и ценность!
Те, кто игнорирует и отвергает Бога, столкнутся в своем земном существовании со страхом, что жизнь не имеет ни ценности, ни смысла. Честность заставляет их смотреть на самих себя, как на “страдающие атомы в луже грязи, пожираемые смертью, насмешку судьбы”. Атеисты должны посмотреть в лицо заключению, сделанному в Еккл. 12:13. Выбор для всех ясен — это либо Еккл. 1:2, либо Еккл. 12:13. А какова цель вашего земного существования?