Есть в нас вера или нет?
Бог Есть. Администратор
(Числа 13:2, 3, 18-21, 24-34)
История о двенадцати соглядатаях, посланных в Ханаан для осмотра земли для Израиля, наверное, одна из самых популярных при изучении Библии. Тот, кто вырос в воскресной школе, часто слышал этот рассказ. Однако внимательное его прочтение в зрелом возрасте позволяет проникнуть в суть важных принципов, которым мы должны следовать в жизни:
«Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: «Пойдём и завладеем ею, потому что мы можем одолеть её». А те, которые ходили с ним, говорили: «Не можем мы идти против народа этого, ибо он сильнее нас”. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: «Земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые. Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их»». (Числа 13:31-34).
ОТСУТСТВИЕ ВЕРЫ У ИЗРАИЛЯ
Бог хотел, чтобы Израиль немедленно завладел этой землей. От Синая народ сделал всего три перехода, и все они были в направлении Ханаана.
В параллельном отрывке, Втор. 1:21-23, говорится, что соглядатаи были посланы в землю не по Божьей инициативе. Люди сами настояли на том, чтобы увидеть её своими глазами. Бог просто не стал возражать против того, что Израиль уже решил сделать. Посылая шпионов, Израиль продолжал ходить видением, а не верой в Бога. Что люди хотели увидеть? Они хотели увидеть эту землю (13:19), её людей (13:19), её ландшафт (13:20), города и их укрепления (13:20) и насколько она плодородна (13:21). В итоге получается, что они не доверяли глазам Бога (Евр. 3:16-19).
Соглядатаи вернулись с докладом, что земля полностью соответствует Божьему обещанию. Она очень плодородна (13:24, 25). В Палестине до сих пор произрастает виноград, гроздья которого весят от 3,5 до 5,5 кг. Она урожайна (13:27, 28). Однако не земля привлекла внимание израильтян, а занимавшие её территорию люди. Рост людей, их численность и укрепления городов подорвали их веру в Бога. Они видели только трудности впереди и забыли, что с ними Бог. Они сравнивали числа и размеры (13:29, 33, 34). “Исполины” той земли были крупными, сильными и искушёнными в боях людьми. Противник Давида Голиаф был под три метра. Каким в его глазах покажется человек ростом чуть больше полутора метров? Какими они покажутся сами себе в глазах такого воина? Шпионы также доложили, что эта земля постоянно воюет с соседними городами (13:33). Элемент неожиданности или захвата хананеев в мирное время здесь не сработает. Израиль, вышедший из египетского рабства, почти не имел военного снаряжения и не был обучен военному искусству. Вряд ли они были готовы к открытому штурму обнесённых стенами городов. Падения Иерихона ещё не было. Поэтому они умалили собственные силы и заранее признали поражение. Десять из двенадцати соглядатаев высказались за поражение и неспособность народа овладеть землей. Только Иисус Навин и Халев верили в Бога и имели Его взгляд на победу. Однако всегда кажется, что победа за большинством. Здесь нам нужно усвоить несколько важных принципов, которые следуют из донесения соглядатаев и реакции Израиля.
ОТСУТСТВИЕ ЧЁТКОГО ВИДЕНИЯ ИЗРАИЛЕМ ЦЕЛИ
Вера в Бога — непреходящая тема (1 Кор. 13:13). Она составляет основу связи человека с Богом. Без веры невозможно получить удовлетворение для себя и нельзя угодить Богу (Евр. 11:6). Израиль предпочитал ходить видением; Бог же призывал их и призывает нас ходить верой (2 Кор. 5:7). Между верой и видением можно проследить аналогию. Для совершенного видения требуются три элемента: (1) орган зрения, обычно глаз; (2) среда для зрения, свет; и (3) объект, на который мы смотрим: человек, место или вещь. Если убрать один из этих элементов, то и видения не будет. Совершенная вера тоже требует трех элементов. Во-первых, должен существовать орган веры. Библия говорит, что это наша способность верить (Рим. 1:19, 20). Во-вторых, должна быть среда для веры. Это, как говорится в Писании, сама Библия, Божье откровение (свет) (Рим. 10:17; Еф. 1:12, 13). В-третьих, должен быть объект, на который мы можем направить свою веру. Этот объект — Иисус Христос (Евр. 12:2).
Иногда наше видение (зрение) можно обмануть. Этот феномен называют «оптическим обманом”. Наши глаза не видят то, что существует, пока мы не переведем свой взгляд или пока нам не покажут дефект на картине. Сатана знает, как играть в такую игру с нашей верой. Он может заставить нас так сосредоточить внимание на внешнем, что мы теряем из виду вечное. Израиль согласился с Божьим откровением о земле: “…в ней подлинно течет молоко и мёд” (13:28). Однако люди сосредоточились на том, что не должно было их волновать — на жителях земли. Бог обещал им землю. Он бы взял на Себя людей, которые временно жили в той земле. Бог считал эту землю землей Авраама, а хананеи за их грех должны были убраться с неё как незаконные наследники.
Мы можем угодить в ту же ловушку. Мы соглашаемся с Божьим откровением, но заканчиваем проверкой внешних фактов, о которых не должны беспокоиться. Павел говорит, что евангелие Христа — добрая весть и её нужно рассказывать всему миру (Рим. 1:16, 17). А мы смотрим на массы погибающих людей и часто пугаемся от одного их вида. Как сказал некий проповедник, “анализ нас парализует”. Однако Павел ободряет нас, говоря, что, если мы облечёмся во всеоружие Божие, сатана не сможет победить нас (Еф. 6:10-17). И далее он говорит, что если мы будем стоять с Богом, то кто отлучит нас от Его любви? (Рим. 8:28 и дал.).
Бог обещал нам, как когда-то Израилю, место вечного покоя. Бог позволил Израилю познакомиться с этой землёй. Если бы они ходили верой, то соединили бы свою веру в Бога с благоприятным докладом соглядатаев о ценных качествах земли. Свидетельство соглядатаев должно было укрепить веру, потому что та земля была в точности такой, какой её описал Бог. Следовало поверить, что Бог исполнит то, что обещал. К сожалению, этого не произошло. Нам велено ходить верой, но у Бога есть свои способы, как ободрить нас. С помощью Своего Слова Он позволил нам заглянуть в этот обещанный покой — небеса. По мнению большинства учёных, Павел пишет о своём собственном пребывании в раю (2 Кор. 12:2). Он как бы в качестве “соглядатая” побывал там и, вернувшись, бледными красками описал то небесное царство как реальность. Павел говорит, что “несравненно лучше» быть с Христом (Фил. 1:21, 23), и получить награду (Фил. 3:8, 12). Книга Откровение чуть-чуть приоткрывает перед нами завесу, давая взглянуть на картину победившей церкви, царствующей с Христом в вечности. Бог в известном смысле помогает нашей вере, позволяя мельком увидеть чудесные реальности Его будущих обещаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне никогда не представится возможность посмотреть многие места в мире. Однако то, что я не попаду туда, не будет иметь для меня последствий в вечности. Но если мы с вами не попадём на небеса, это будет значить, что мы зря жили на земле. Мы должны ходить с Богом и ходить верой (Евр. 4:1-3, 11-13). А куда идёте вы?