Всеведение, Бог все видит и знает.
Джеймс Пакер
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33)
«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.» Прит. 15:3.
Слово всеведущий означает «знающий все». Писание говорит, что очи Господни обращены на все (Иов. 24:23; Пс. 32:13–15, 138:13–16; Прит. 15:3; Иер. 16:17; Евр. 4:13).
Он испытывает все сердца и наблюдает пути всех и каждого (1 Цар.16:7; 3 Цар.8:39; 1 Пар. 28:9; Пс. 138:1–6, 23; Иер. 17:10; Лк. 16:15; Рим. 8:27; Отк. 2:23) — иначе говоря, Ему ведомо все обо всем и каждом во всякое время. Точно так же, как Он знает прошлое и настоящее, Ему известно и будущее. И события возможные, которым не суждено случиться никогда, Он знает не хуже событий исторических (1 Цар. 23:9–13; 4 Цар. 13:19; Пс. 80:15–16; Ис. 48:18). Бог — не компьютер, Ему не приходится «производить поиск» информации; все Его знания всегда и непосредственно находятся в Его уме. Библейские писатели трепещут перед этой способностью Божьего разума (Пс. 138:1–6; 146:5; Ис. 40:13–14:28; ср. Рим. 11:33–36).
Всеведение Божье неразрывно связано с Его неизреченностью: Он знает всякую отдельную вещь, как обособленно, так и в связи с другими, поскольку именно Он сотворил ее, попечительствует о ней и всякий миг заставляет ее действовать в соответствии со Своим замыслом (Еф. 1:11). Точка зрения, согласно которой Бог, все знающий, причем знающий все заранее, не господствует над всем, кажется не только не соответствующей Писанию, но и вздорной.
Знание о всеведении Бога дает христианину уверенность в том, что Он не оставит его в забвении и позаботится о нем согласно Своему обетованию (Ис. 40:27–31). Вместе с тем всякого нехристианина знание о Божьем всеведении должно приводить в ужас как напоминание о том, что никому не укрыть ни себя, ни своих грехов от очей Господних (Пс. 138:7–12; 93:1–11; Ин. 1:1–12).
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.