Внешнее последует за внутренним. Вслед за преображением нашего ума и духа постепенно изменятся наши дела и мысли.
Исследование Писания
«Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего,»
(Рим.12:1)
Павел мог парить в заоблачных высях теологической мысли, но в конце он всегда опускался двумя ногами на землю — где мы живём. Его заботили проблемы как веры, так и поведения. Он сосредоточивает внимание не только на познании, но и на жизни — не только на доктрине, но и на обязанностях. По словам Р. Белла, первые главы Послания к римлянам — это «корень», а последние — «плод».
Практическая часть начинается с одной из величайших глав в Писаниях, Рим. 12. Ранее я упомянул, что Рим. 8 — моя самая любимая глава в Библии. А Рим. 12 была самой любимой главой моей мамы. В последние месяцы жизни её физическое состояние порой не позволяло ей ходить в церковь на поклонение. Иногда я оставался с ней воскресным утром, чтобы отец мог пойти на богослужение. Мы с мамой вместе молились и вкушали Господню вечерю. Я спрашивал, какое ей прочитать место из Библии, и она неизменно отвечала: «Римлянам, 12». Моя мама была не одинока в своей любви к Рим.12. Эта глава нравится многим. Дж. Д. Томас говорил: «Нигде в Библии вы не найдёте лучше изложенной сути христианской жизни».
Если мы будем делать то, к чему Павел призывает христиан в Рим. 12:1, 2, то у нас не будет проблем с исполнением какого бы то ни было требования, изложенного в 12:3—16:24.
Мольба Павла
О чём умоляет Павел своих братьев и сестёр? Прежде всего он просит их «представить тела [свои] в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (ст. 1). Эти слова больше значили для читателей I века, чем для многих из нас. Веками иудеи приносили кровавые жертвы для храма. Языческое поклонение тоже во главу угла ставило жертвоприношения. Павел призывает христиан одновременно и сравнивать себя с жертвой, и противопоставлять себя ей — особенно в иудейской религии. Давайте подробно разберём этот удивительный призыв:
- «Представьте» — «Представить» соответствует греческому слову паристеми и в своей основе означает «положить рядом» (гистеми [«поместить»] плюс пара [«возле, поблизости»]). Оно употреблялось для описания той ситуации, когда клали жертву перед Господом. Это был специальный термин, обозначавший приношение левитских жертв и даров» (Винсент).
- «Тела ваши» — Вы должны представить себя. Ни одно животное само не прибегало в храм, говоря: «Вот я! Принесите меня в жертву!» Но именно это, по сути, делает христианин. В этом отношении христианин — одновременно и священник, и жертва.
- «Тела ваши» — Вместо кровавых жертв христиане должны приносить Богу свои тела, свою жизнь.
В результате принесения Себя в жертву Христом кровавые жертвы древности навсегда ушли в прошлое, но всегда есть место для поклонения послушных сердец. Пётр писал христианам: «И сами, как живые камни, будьте устраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Автор Послания к евреям обратился ко всем последователям Иисуса с такими словами: «…будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:15, 16).
- «Живую» — Христиане приносят не мёртвых животных, а представляют живую жертву.
- «Святую» — Жертвы, представляемые Господу, должны быть святыми (отделёнными для Него) и беспорочными (см. Лев. 1:3; 1 Пет. 1:19; Мал. 1:8). Христиане всегда должны жертвовать Богу лучшее из того, что имеют.
- «Благоугодную Богу» — Слово «благоугодный» (эуарестос) — это калька с греческого языка (эу [«хороший»] плюс арестос [«угодный, приятный»]); означает оно «доставляющий удовольствие». В ветхозаветные времена, когда кровавые жертвы приносились в соответствии с Божьими указаниями, от их сожжения поднимался дым, делая «приятное благоухание Господу» (Чис. 15:3). Так же и та духовная жертва, о которой мы говорим, приятна и угодна Богу.
Ранее в Послании к римлянам Павел уже использовал слова паристеми «представлять» и сома («тело»), назидая своих читателей: «…не предавайте членов [тела] ваших греху, в орудия неправедности, но представьте себя Богу как ожившие из мёртвых и члены [тела] ваши Богу — в орудия праведности» (6:13).
Многие авторы и переводчики слово «тела» в 12:1 трактуют как «всех себя». Мы должны представить Богу себя целиком, отдать Ему всё, что у нас есть, но Павел, употребляя слово «тела», вероятно, имел для этого какое-то основание. На протяжении своего письма к римлянам он неоднократно подчёркивает, что физическое тело является главным источником духовных проблем. Из-за немощи плоти мы служим закону греха (7:25). Оставленные наедине с самими собой, мы можем уступить — и уступаем — плотскому телу, тянущему нас вниз (7:5, 18, 23, 24). Однако в главе 8 Павел заявляет, что Духом Божьим мы можем умертвить «дела плотские» (8:13). Теперь он готов сказать, что это тело, некогда бывшее орудием неправедности, можно представить «в жертву живую, святую, благоугодную Богу».
Христианство считается единственной религией, которая воздаёт телу должное достоинство и честь. «Для греков… тело было только тюрьмой; его следовало презирать и даже стыдиться» (Баркли). В противоположность этому христианин понимает, что его тело есть «храм… Святого Духа» (1 Кор. 6:19). Он может прославлять Бога и возвеличивать Христа в своём теле (1 Кор. 6:20; Фил. 1:20).
Что это такое — представить тело в жертву Богу? Евр. 13:15, 16 намекает на это, говоря о прославлении Бога, добрых делах и общительности. Всё это жертвы, угодные Господу. Мы представляем свои тела в жертву Богу, используя свои физические способности и дарования во славу Его. Джон Стотт пишет о том, что произойдёт, если мы посвятим свои тела Господу: «Тогда наши стопы будут ходить Его путями, уста будут говорить истину и распространять евангелие, языки будут исцелять, руки поднимать упавших и совершать множество земных дел… готовить и убирать, печатать и чинить, обнимать одиноких и нелюбимых; уши будут слышать плач несчастных, а глаза смиренно и терпеливо взирать на Бога».
Павел говорит, что мы должны представить тела «для разумного служения вашего» (Рим. 12:1, 2). Эта фраза содержит два слова, допускающих двоякое толкование. Во-первых, это логикос («разумного»), которое в некоторых современных переводах (Российское Библейское Общество; Славянское Евангельское Общество) переводится словом «духовный»). Логикос образовано от логос («слово»); от него самого образован термин «логика». Вайн говорит, что логикос имеет отношение «к способности рассуждать» и означает «разумный», «рациональный». Хотя большинство современных переводов предпочитает в стихе 1 перевод «духовного», в греческом языке имеется другое прилагательное, специально означающее «духовный»: (пневматикос). Поэтому в данном конкретном стихе «разумного» представляется более естественным выбором из значений логикос. Каким образом представление наших тел в жертву Богу можно считать «разумным»?
1) Это разумное требование, учитывая всё, что Бог сделал для нас. 2) Мы отвечаем на Божью любовь как разумные, здравомыслящие существа. 3) Эту жертву мы представляем сознательно, всё обдумав.
Относительно третьего предположения следует сказать следующее: всё, что мы делаем для Господа, должно быть обдуманным. Мы никогда не должны превращать служение Ему в ритуал, совершать все действия автоматически. Будучи студентом Абилинского колледжа, штат Техас, я ещё проповедовал в небольшой общине в г. Нотт на западе штата. В Абилин воскресными вечерами я возвращался поздно, потратив на дорогу три часа, и чувствовал себя очень уставшим. Не раз я обнаруживал, что еду через какой-то городок, а как я проехал через предыдущие такие же городки, совершенно выпало из памяти. Опасно водить машину бездумно — и вдвойне опасно бездумно служить Богу. Поклоняясь Богу, мы должны сосредоточиться на Нём и на том, что мы делаем. Это справедливо и в отношении всего нашего служения Господу.
Второе двусмысленное слово — латрейа, переведённое как «служение». Это существительное, образованное от глагола латреуейн. «Первоначально слово латреуейн означало работать по найму или за плату… Затем оно стало означать служить вообще… И, наконец, оно превратилось в слово, употребляемое конкретно в отношении служения богам. В Библии оно никогда не означает служение людям, а всегда употребляется, когда речь идёт о служении и поклонении Богу» (Баркли). Оба термина, «служение» и «поклонение», вполне пригодны для перевода латрейа. Поэтому в некоторых английских переводах вместо «служения» можно увидеть слово «поклонение», а иногда даже совмещение этих двух терминов («служение поклонения»). Ранее, в Рим. 9:4, слово латрейа было переведено как «богослужение». (От родственного слова лейтургиа происходит «литургия» — термин, используемый сегодня для обозначения установленных обрядов поклонения в некоторых деноминациях).
Некоторые авторы, интерпретируя слово латрейа, ударяются в крайности. Одни настаивают, что это слово означает только общее «служение» Богу, а вовсе не поклонение. Исключение элемента поклонения из латрейа в Рим. 12:1 представляется крайностью. В этом стихе Павел говорит о принесении тела в жертву Богу; он использует терминологию поклонения.
Другие полагают, что Рим. 12:1 учит, что «вся жизнь — поклонение» и делают недозволенные выводы о «богослужениях». Например, некоторые убеждены, что если «вся жизнь — поклонение», то собираться вместе для поклонения не нужно. Этот вывод противоречит Евр. 10:25.
Кое-кто утверждает, что если какой-то вид деятельности хорош для христианина в повседневной жизни, то он допустим и тогда, «когда вся церковь сойдётся вместе» (1 Кор. 14:23) на поклонение. Это очень, очень ложное представление. Например, нет ничего плохого в том, что женщины среди недели собираются и разговаривают, но «они должны хранить молчание на собраниях в церкви… ибо для женщины позорно говорить на собрании в церкви» (1 Кор. 14:34, 35; Современный Перевод). Опять же, за обычным столом человек может пить как виноградный сок, так и кофе, но, если во время Господней вечери вместе с плодом виноградным разносить кофе, это будет осквернением памятной трапезы. Следует проводить различие между тем, что мы можем назвать «совместным поклонением» (когда церковь собирается для поклонения) и нашим индивидуальным, личным служением Богу в частной жизни.
Весть Рим. 12:1 лежит где-то между этими двумя упомянутыми крайностями. Что мы должны усвоить из заявления Павла о том, что принесение тела в живую жертву есть наше «разумное [духовное] служение»? Наверное, очень многое, включая следующее:
1) Мы не должны проводить слишком тонкое различие между «священным» и «светским». Воспитание детей «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4) — такая же священная задача, как и подготовка проповеди. Добросовестное отношение к работе в течение недели, выполнение её «от души, как для Господа, а не для людей» (Кол. 3:23) так же священно, как и написание статьи на религиозную тему.
2) Что бы мы ни делали, мы должны осознавать, что мы постоянно находимся в присутствии Божьем — и поступать соответствующим образом. Если с понедельника по субботу человек не такой, как в воскресенье, то в этот день он не может поклоняться «в духе и истине».
3) Воспитываем ли мы детей, готовим ли проповедь, трудимся на работе, пишем статью на религиозную тему или делаем что-то ещё, всякую работу мы должны исполнять добросовестно, прославляя Бога во всех своих делах.
Иисус сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). А Павел писал: «Что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).