Главное в евангелии Христа — спасение благодатью.
«Ибо благодатью вы спасены через веру…» (Еф. 2:8).
Бог Есть. Администратор ·
Нет темы более замечательной, чем тема спасения благодатью. Она возвещается в Писании в таких стихах, как Еф. 2:8–10. Она возвещается пением таких гимнов, как «Благодатная скала».
Тем не менее эта тема окружена немалой путаницей. Можно потратить много времени, обсуждая, что спасение благодатью не означает. Например, это не означает, что человеку ничего не требуется делать, чтобы спастись. Когда грешники вскричали: «Что нам делать?» (Деян. 2:37), — Пётр не сказал: «Вам ничего не нужно делать; вы спасены благодатью». Напротив, он сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2:38). Спасение — это дар, но дар, который нужно принять и усвоить. Библия говорит нам, что мы делаем это через веру (Еф. 2:8) — живую, действующую и послушную веру (Иак. 2:26; Гал. 5:6; Мф. 7:21). Однако наша главная цель в этой проповеди состоит в том, чтобы обсудить, что спасение благодатью именно означает.
Слово «благодать» означает «незаслуженная благосклонность», что-то, что мы не можем заработать. Один автор определил её как «что-то, в чём мы нуждаемся, но чего не заслуживаем». Чтобы показать это на примере, он рассказал историю об одном учителе, который вёл занятия для мальчиков младшего возраста. Однажды на занятии ему так и не удалось растолковать своим ученикам это определение, что его сильно раздосадовало. Несколько дней спустя один из этих учеников бросил в учителя снежок и попал ему в голову. Сначала учитель рассердился, но затем увидел в этом возможность преподать урок. Он знал, что мальчику нужна была удочка, поэтому он принёс новую удочку в дом к этому мальчику и оставил её для него. Вскоре пристыжённый мальчик пришёл к учителю домой. «Я не могу это принять, — сказал он. — Видите ли, это я запустил в вас снежком». «Да, я знаю, — ответил учитель, — но этот подарок был дан тебе по благодати: это то, что тебе нужно, но чего ты не заслуживаешь».
Благодать — это незаслуженная благосклонность, то, что мы не можем заработать, — то, в чём мы нуждаемся, но чего не заслуживаем. Помните об этом, когда мы будем рассматривать следующие истины.
Человек не может сам себя спасти
Во-первых, спасение благодатью означает, что человек заблудился в грехе и не может сам по себе спастись. Это бьёт в корень человеческих бед: по его гордыне. Мы гордимся тем, что можем делать. Мы можем посылать людей на луну. Мы можем создавать компьютеры, которые в течение секунд решают самые трудные математические задачи. Мы можем превратить тридцать грамм радиоактивного материала в огромное количество энергии. Но одного мы сделать не можем. Мы не можем сами по себе спастись.
Мы можем обрести спасение
Спасение благодатью означает, что мы можем обрести спасение — так как Бог дал то, что мы не могли бы дать. Вспомните определение благодати. Человечество нуждалось в спасении, но не заслуживало его. Человечество не могло заработать его, не могло быть достойным его. Спасение — «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9). Чтобы иметь спасение, мы должны были получить его по благодати.
Когда в Англии пуритане устроили восстание, к Оливеру Кромвелю привели одного дезертира, покинувшего их ряды. Ни минуты не колеблясь, суровый вождь пуритан приказал казнить его. Казнь была назначена на тот же день, в сумерки, когда городской колокол бил сигнал о начале комендантского часа. Возлюбленная этого человека пришла к Кромвелю и попросила его отменить приказ. «Нет, — сказал он, — когда колокол сегодня вечером пробьёт, он умрёт».
Тогда девушка отправилась к старому деревенскому пономарю, который каждый день с наступлением сумерек бил в колокол. Он был глухой, но наконец она передала ему свою просьбу не звонить в тот день в колокол. Когда он отказал ей в её просьбе, она влезла на колокольню. В темноте она своими тёплыми, мягкими руками обхватила железный язык колокола. Когда пономарь потянул за верёвку, она закачалась над городом. Люди Кромвеля напрасно ждали звука колокола, чтобы исполнить приказ о казни.
Кромвель велел узнать, почему не пробил сигнал о начале комендантского часа. К нему привели девушку с кровоточащими, изувеченными, израненными, сломанными руками. Он сказал: «Твоя любовь спасла этого презренного дезертира. Забирай его. Твоя любовь искупила его вину».
Это не самое точное сравнение, но представьте себя перед Богом на суде. Вы сделали всё от себя зависящее. Вы изо всех сил старались повиноваться Богу, но самих по себе ваших усилий недостаточно. Разве не удивительно сознавать, что, если вы исполняли Божью волю, Иисус будет рядом с вами? Иисус будет стоять возле вас — с руками в шрамах от гвоздей и с ранами на лбу и в боку — Иисус, который умер для того, чтобы сделать то, чего мы с вами сделать не смогли бы, — Иисус, который претерпел муки, чтобы мы жили.
Бог продолжает помогать нам
Благодаря благодати Бог продолжает помогать нам всю нашу жизнь. Нам нужна Божья благодать не только для того, чтобы стать христианами; нам также нужна Его благодать, чтобы жить по-христиански. Эта благодать остаётся с нами, если мы делаем всё от нас зависящее, чтобы жить для Него. Когда Павлу было дано жало в плоть, Бог сказал, что довольно Его благодати, чтобы вынести это (2 Кор. 12:9). Во 2 Пет. 3:18 Пётр сказал, что нам необходимо «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Заключение
Спасение благодатью не означает, что всё делает Бог, что человеку ничего делать не нужно. Если мы хотим быть спасены благодатью, мы должны сделать то, что велит нам Бог. Мы должны уверовать в Иисуса (Ин. 3:16). Мы должны покаяться в своих грехах (Лк. 13:3). Мы должны исповедать нашу веру в Иисуса (Мф. 10:32). Мы должны креститься (погружением в воду) для прощения грехов (Деян. 2:38). Мы должны вести образ жизни верного христианина (Отк. 2:10).
Спасение благодатью говорит о том, что даже после того, как я сделал всё, что в моих силах, я по-прежнему остаюсь недостойным рабом (Лк. 17:10) — но Бог так возлюбил меня, что послал Сына Своего Единородного умереть за меня, чтобы я мог обрести спасение! Если только мы поймём, что на самом деле означает спасение благодатью, мы не раздумывая повинуемся Богу и посвятим свою жизнь Господу!
В Новом Орлеане сохранён старинный рынок рабов. Там всё ещё стоит деревянный помост, с которого людей продавали, как скот. Табличка рассказывает следующую историю. Однажды гостивший там чужестранец увидел девушку, которую должны были вот-вот продать. Она плакала. Другие в очереди стояли гордо или безразлично, но эта девушка всхлипывала всякий раз, когда молоток аукциониста ударял по помосту. Чужестранец стал расспрашивать. Он узнал, что она была воспитана в хорошей семье и к ней относились с добротой. Однако её хозяин разорился и всё его имущество было распродано.
Чужестранец спросил цену девушки; хотя это была большая сумма, он сразу её заплатил. Затем он взял подписанный документ, подтверждающий права собственности, и вложил его в её руку. Он сказал: «Это твоё. Ты свободна». Сначала она не поняла, но затем осознала, что он ей говорил. Когда этот человек собрался уходить, она упала к его ногам и сказала: «Я буду служить тебе всю свою жизнь!» Годы спустя, когда люди обсуждали это добровольное и преданное служение той добросердечной женщины, она просто отвечала: «Он выкупил меня».
Бог любит вас. Иисус умер за вас. Я надеюсь и молюсь, что вы примете эту благодать вашим собственным преданным послушанием и служением.