Что такое благодать на благодать.
Бог Есть. Администратор
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16).
Бог являл Свою милость и в ветхозаветные времена, но наиболее ясно и полно она выразилась только в Иисусе, который явил её Своей жизнью, смертью и воскресением. Иоанн подчеркнул эту истину, сказав: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1:16). Эта фраза, «благодать на благодать», воодушевляет наши сердца.
Ветхозаветные святые знали, что Бог спасёт их Своей милостью, но не понимали, как это будет. Они просто вынуждены были верить, что Бог простит их грехи. С приходом Иисуса — с Его смертью и воскресением, а также с завершением откровения в Новом Завете — мы теперь можем увидеть и понять полноту и вседостаточность Его благодати. Теперь, когда жертвой Иисуса завеса снята, мы можем видеть великий замысел Божий для всех веков. (См. Рим. 3:25, 26; Евр. 9:15).
Бог, наш Отец, всегда даровал «благодать на благодать» тем, кто верит в Него. Однако в Ветхом Завете Его народ видел это только сквозь призму ветхозаветных откровений и уставов, данных в Моисеевом законе. Теперь же, благодаря Иисусу, мы можем гораздо основательнее уразуметь полноту Его благодати и истины.
Спасающая благодать. Бог изначально спас нас Своей благодатью. Её можно назвать «спасающей благодатью», ибо она искупила нас от наших прошлых грехов. (См. Рим. 3:23–25; 5:1, 2). Спасённые люди — это люди, введённые в искупительные отношения с Богом. Они были очищены от своих грехов и вошли в правильные отношения с Богом, который создал их.
Поддерживающая благодать. Бог также даёт нам ежедневную благодать, чтобы мы оставались спасёнными. Её можно назвать «поддерживающей благодатью», ибо это такая милость, которая каждый день позволяет нам оставаться в Нём. (См. 1 Ин. 1:7). Спасённые Господом пребывают с Ним в определённых отношениях — любят Бога и повинуются Ему (1 Ин. 5:2), верят в Иисуса (1 Ин. 4:15), исповедуют свои грехи (1 Ин. 1:8, 9) и любят братьев (1 Ин. 3:14). Он не только спас нас, но и поддерживает наше спасение. По Своей милости Он постоянно очищает нас. Благодаря нашему и Его выбору Его благодать укрывает нас в границах Его спасения. Он держится нас, а мы держимся Его.
Укрепляющая благодать. Он даёт нам благодать, чтобы быть с нами в наших испытаниях. Её можно назвать «укрепляющей благодатью», ибо она является благословением, которое даёт нам силы справиться со всеми трудностями и борениями, которые приходят к нам. Павел молился, чтобы Бог убрал жало из его плоти. Но когда Бог сказал: «Нет, ты должен терпеть его», Павел обнаружил, что в помощь ему дана особая благодать. Он рассказал коринфянам о том, что произошло:
«Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).
Бог сказал Павлу, что не уберёт жало, но даст ему благодать, чтобы он мог перенести его. Он не получил исцеления, зато получил укрепляющую помощь.
В Рим. 8:35 Павел перечисляет скорбь, беду, гонение, голод, наготу, опасность и меч, а затем говорит: «Но всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас» (Рим. 8:37). Он мог бы так сказать и о нас, потому что мы имеем спасающую, поддерживающую и укрепляющую благодать.
В широком смысле Божья благодать — «достаточная» благодать. (См. 2 Кор. 12:9). Наш вседостаточный Бог щедро восполняет каждую нашу нужду. Его слуга сказал: «Бог же силён обогатить вас всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всём имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8). Следовательно, наша уверенность в своём спасении должна быть твёрдой и неизменной. Зная, что мы «утвердились» в Его благодати, повиновавшись евангелию (1 Кор. 15:1), мы можем петь «в благодати» [харис] в своих сердцах Господу (Кол. 3:16). Мы можем радоваться тому, что имеем, какой у нас Бог, что Он сделал для нас и куда мы идём.
По словам Иоанна, мы имеем «благодать на благодать» (Ин. 1:16). Бог даровал нам Своё спасение и Свою поддерживающую силу, ежедневную, нескончаемую благодать, которая даёт нам силы уверенно стоять пред Ним, достаточными и полными в Нём, — в любых обстоятельствах. Павел лаконично выразил Божий великий, постоянный дар благодати нам в одном утверждении: «И вы имеете полноту в Нём» (Кол. 2:10).