Бог есть свет.
Джеймс Пакер.
«…Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят…»
Лев. 11:44
Когда Писание называет Бога, или Одно из трех Лиц Божества, «святым» (а это происходит часто и в разных ситуациях: Лев. 11:44–45; Иис. Н. 24:19; Ис. 2:2; Пс. 98:9; Ис. 1:4; 6:3; 41:14, 16, 20; 57:15; Иез. 39:7; Ам. 4:2; Ин. 17:11; Деян. 5:3–4, 32; Отк. 15:4), то это слово обозначает все то, что отличает Бога от нас и заставляет нас благоговеть и поклоняться Ему.
Это слово характеризует все стороны Его божественного величия и нравственного совершенства, вот почему оно является свойством всех свойств Божьих, указывающим на «божественность» Бога во всех аспектах. О всякой грани Божьей природы и всяком аспекте Его естества должно говорить как о святых лишь потому, что они принадлежат Ему. Суть этого учения, однако, состоит в абсолютной непорочности Бога, чистоте, которая не может примириться ни с какой формой греха (Авв. 1:13) и потому побуждает грешников к постоянному самоуничижению в Его присутствии (Ис. 6:5).
Одним из проявлений Божьей святости выступает Его праведность, означающая, что во всех условиях Бог поступает праведно. Бог действует справедливо, выступая в роли Законодателя и Судии, а также соблюдая Свои обетования и отпуская грехи. Нравственный закон Божий, требующий от людей поведения, соответствующего Его поведению, свят, праведен и добр (Рим. 7:12). Бог судит справедливо и воздает каждому по его заслугам (Быт. 18:25; Пс. 7:11; 96:13; Деян. 17:31). Его «ярость», то есть Его деятельное законное неприятие греха, совершенно оправдана в любой ситуации (Рим. 2:5–16), а Его отдельные «суды» (карающее правосудие) славны и достойны хвалы (Отк. 16:5, 7; 19:1–4).
Всякий раз, когда Бог исполняет принятые Им согласно завету обязательства спасать Свой народ, Он всегда делает это «праведно», то есть по правде (Ис. 51:5–6; 56:1; 63:1; 1 Ин. 1:9). Всякий раз, когда Бог оправдывает грешников по вере во Христа, Он делает это на законном основании, так как наказание за наши грехи было возложено на Христа, заместившего нас; таким образом, форма, которую принимает Его оправдывающая благодать, обнаруживает в Нем совершенную и абсолютную справедливость (Рим. 3:25–26), причем наше оправдание оказывается в судебном порядке правомерным.
Утверждение Иоанна о том, что Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы, подтверждает святую чистоту Бога, которая делает невозможным общение между Ним и всеми, кто сознательно грешит, из чего выходит, что важнейшей заботой христиан должно быть стремление к святой и праведной жизни (1 Ин. 1:5–2:1; 2 Кор. 6:14–7:1; Евр. 12:10–17). Призывы к верующим, возрожденным и прощенным, практиковать освящение, соответствующее святости Самого Бога, и таким образом угождать Ему, постоянно встречаются как в Новом, так, безусловно, и в Ветхом Заветах (Втор. 30:1–10; Еф. 4:17–5:14; 1 Пет. 1:13–22). Бог свят, святым должен быть и Его народ.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001 г.