Как нам готовиться к вселению в нас Духа Святого. Что мы должны делать, чтобы исполниться Духом. Человек и Дух Божий.
Вильям Э. Бидерфольф
Теперь, наконец, мы приходим к самому важному практическому вопросу. Павел сказал: «Исполняйтесь Духом». Как уже объяснялось, здесь Павел непосредственно имел в виду жизнь в состоянии полноты Духа. Если рассматривать это состояние как условие, от которого зависит полнота Духа в общем смысле, то такое же условие требуется и для получения специального исполнения Духом для особого служения.
Но каким же образом я могу получить это исполнение Духом? Главное условии для этого — необходимое духовное состояние верующего. Но для этого состояния имеются определенные предпосылки, которые заодно являются и условиями для ответа на наш вопрос. Мы, однако, предпочитаем называть их предпосылками, так как эти предпосылки составляют одно главное условие, о котором мы уже сказали вкратце. Две из этих предпосылок относятся к расположению души, а третья — к ее состоянию; а то, что мы назвали главным условием, является действием души.
- Итак, первая из этих предпосылок — глубокое бескорыстное желание исполнения Духом Святым. Обратим внимание, что в Ис.44:3 слова «вода» и «Дух» являются синонимами. Это говорит о том, что надо иметь сильное желание, чтобы получить данное благословение. Но заметим также, что это желание должно быть бескорыстным. «В обязанности Духа Святого не входит прославление нас; Его великим делом является прославление Христа» — Мак-Грегор, «A Holy Life». Желание быть в Божьем употреблении может исходить от негодных плотских амбиций, и только при условии, если ищущий этого от всей души желает чести и славы Христу, он может прийти к требуемому духовному состоянию.
- Вторая предпосылка, так же, как и первая, относящаяся к расположению души, есть вера. Это не та присваивающая вера, о которой сказано в Гал.3:14, но та, о которой Карсон сказал: «верить в то, что это возможно для тебя», то есть верить в то, что Бог сделает это для тебя, потому что Он пообещал или, как сказал Скоуфилд, «верить в то, что воскресший и прославленный Христос может и желает дать нам полноту Духа» и что Он непременно даст ее. Вера присваивающая, хотя и составляет часть этой веры, о которой мы говорим, проявляется лишь после того, как мы получили исполнение Духом.
III. Третья предпосылка, относящаяся к расположению души, есть пустота, опустошенность — это необходимое состояние всякого сосуда, который надо чем-то наполнить. Мы уже знаем, что нам надо быть последовательными, что надо оставить грех и опустошить себя, но всего этого человек никак не может сделать своими силами. Однако, когда Дух Святой наполняет человека, Он дает на все это силы, и тогда вопрос «Как я могу стать опустошенным?» разрешится очень легко, ибо для достижения требуемого духовного состояния человек теперь не оставлен один на один с самим собой, как это было до исполнения Духом Святым.
Определив эти предпосылки, мы теперь рассмотрим главное условие для исполнения Духом Святым, а именно то, что мы можем назвать действием души. Это действие называется по-разному: «полная уступка» — Скоуфилд, «полный отказ от своей воли» — Морган, «полная отдача» — Чепмен, «посвящение» — Мак-Нейл. Все эти выражения прекрасны и выразительны. Да, это чистосердечная, всецелая, безоговорочная, обязывающая, безусловная отдача самого себя Богу. Конечно же, это вполне определенное действие души, при котором воля человека принимает окончательное, бесповоротное, однажды совершаемое решение, и Бог определил так, что другой человек не может повторить точно такой же духовный опыт в своей личной жизни, однако мы не должны ошибочно принимать идеальное за действительное. Когда Павел говорит о том, что надо «представить себя Богу» (Рим.6:13) или «представить тела наши в жертву» (Рим.12:1), он употребляет форму аориста, — то есть эти действия должны совершиться однажды и навсегда, и именно так поступают или желают поступать все верующие, когда они добровольно отдают себя Богу; но автор данной книги не считает, что подобная самоотдача Богу не оставляет никакого места для последующей самоотдачи в течение дальнейшей жизни.
Такое решительное, безвозвратное посвящение христианин совершает в первые счастливые мгновенья своей самоотдачи Христу; христианин убежден, что он совершил это, и убежден вполне серьезно, и именно на основании такого свидетельства церковь принимает его в свои ряды; но по мере возрастания в познании Бога он обнаруживает, что истинная самоотдача включает в себя такую жертвенность, о которой он не мог знать, имея скудный первоначальный опыт, и таким образом он шаг за шагом переходит от силы в силу, от веры в веру, его жизнь наполняется большим смирением, радостью и самоотдачей, а заодно — и большим исполнением Духом Святым.
Здесь мы должны рассмотреть еще одну важную сторону дела. Скоуфилд пишет: «Для приносившего жертву во времена закона было немыслимым, чтобы священник мог удостоверить его в эффективности жертвы раз и навсегда», однако в этих прообразах заключалась мысль о предстоящей совершенной Жертве; так и Павел с помощью аориста выражает действие подобного же рода. (Аорист — наиболее употребительное прошедшее время в библейском языке. – А.З.) Правда, некоторые считают, что подобная идеальная самоотдача для человека вообще невозможна, и видят в ней всего лишь плохо замаскированное учение о перфекционизме (совершенстве), однако мы, даже если и допускаем возможность самоотдачи в подобном идеальном смысле, все же делаем различие между совершенной жизнью и совершенной отдачей.
Итак, хотя самоотдача, — по крайней мере, ее цель, — сама по себе идеальна, все же никто не может даже при идеальной самоотдаче вести такой образ жизни, при котором уже нечего будет отдавать Богу, и поэтому даже при полной самоотдаче никто не гарантирован от того, что в дальнейшем не нужно будет ее повторять. Признать возможной самоотдачу, после которой не будет необходимости в дальнейшей самоотдаче, — значит признать ее постоянной и неизменной, другими словами, сбросить со счетов нашу бренность и несостоятельность, а заодно и лишить человека всякой надежды возврата к Богу после отклонения, чтобы получить желанное благословение на условиях, равных тем, при которых была совершена первая самоотдача.
Д-р Скоуфилд критикует практику повторных так называемых «посвящений», которые, по его мнению, доказывают нехватку решительной, раз и навсегда совершаемой самоотдачи. Конечно, Бог не желает, чтобы мы продолжали делать то, что должно быть сделано раз и навсегда, как того и требует смысл слова «посвящение». И хотя мы можем употребить другие слова вместо этого, — все равно, поскольку в человеческой природе есть то, что д-р Дайк назвал «искривлением в корне», от чего происходят и «искривленные плоды», а также поскольку всякий грех есть не что иное, как взятие назад с жертвенника жертвы посвящения и восстановление в правах нашего «я», — необходимо, чтобы всякий раз сделавший это приходил к Богу с обновленным посвящением. Неважно, допустил ли здесь человек нечистую мысль, проявил ли плотской характер или провинился перед Богом в более крупных грехах, — разница во всем этом лишь количественная.
Эти замечания не отвергают мысль о том, что человек может пережить особый день перелома в своей жизни, от которого он ведет отсчет своего первого исполнения Духом Святым. Наши замечания, наоборот, утверждают, что такого рода самоотдача является именно тем, что мы должны совершить, когда отдаем себя Христу, и что ее фактически совершает каждый по-настоящему обращенный человек, но — увы! — из-за своей слабости считает, что еще не совершил, и поэтому должен достигать через духовный рост, включающий в себя постоянный процесс самоотдачи, причем достижение «жизни самоотдачи» происходит без всякого кризиса, и, стало быть, полнота и исполнение Духом, достигнутая таким образом, будет отличаться от первоначальной только количественно. Например, служитель, который с чувством глубокого удовлетворения и уверенности вспоминает подобный момент перелома, может быть, уже спустя двадцать лет после рукоположения, которое включает в себя и самоотдачу, — не станет перечеркивать всю свою прошлую жизнь, как будто она была без водительства Духа Святого, и свою проповедь, как будто она была без Его силы, и свое стремление к достижению святости, как будто в нем не было Его помощи.
Еще раз заметим: исполнение Духом Святым имеет свою меру. Кто-то может спросить: «Сколько же Духа Святого я имею?»
Мы ответим такому человеку: «Ты можешь иметь всего Духа Святого, не больше и не меньше, чем Он Собой представляет», но при этом мы имеем в виду наши предыдущие рассуждения. Однако иметь Духа Святого и быть исполненным Духа Святого — не одно и то же. Исполнение Духом Святым имеет свою меру, оно есть «постоянная самоотдача для постоянного наполнения».
Что включает в себя такая самоотдача? Если иметь в виду нужды служения, то исполнение Духом может понадобиться, когда угодно и где угодно, однако ему должно предшествовать опустошение — опустошение сердца от греха. Самоотдача предполагает наше желание опустошить сердце таким образом и усилия для достижения такого состояния сердца. Однако эти усилия не следует предпринимать самому, поскольку они окажутся бесплодными, но с помощью Духа Святого, который уже живет в нашем сердце; и как только наш сосуд будет пустым и очищенным, — исполнение Духом Святым окажется возможным. Д-р Чепмен сказал: «Убрать с дороги девяносто девять процентов нашей плотской природы и оставить один процент, — значит положить преграду на пути получения благословения». Прав был д-р Бойз, когда говорил, что: «Если нас попросят в нескольких словах описать значение исполнения Духом Святым, мы должны сказать, что это значит не столько то, чтобы мы обладали Духом, сколько то, чтобы Дух обладал нами».
Некоторые богословы считают, что условием для исполнения Духом является вера (Гал.3:4). Безусловно, это верно, если иметь в виду ту веру, о которой мы уже говорили, то есть веру в то, что Бог даст нам обещанное, если мы выполним поставленные Им условия.
Здесь имеется в виду вера присваивающая: мы выполняем условия и считаем, что обещанное уже принадлежит нам. Мы не ожидаем при этом никаких звуков или огненных языков, а просто продолжаем жизненный путь и труд для Бога без всяких попыток прочувствовать, что мы исполнены Духом. Мы с дерзновением верим, что исполнены Духом, и приобретаем такую уверенность в реальности этого исполнения, которую не сравнить ни с чем другим в этом мире.
Мера исполнения Духом Святым может колебаться в зависимости от нашей верности, как сказал д-р Морган: «Мера исполнения Духом поддерживается нашим пребыванием во Христе». Библейские условия для такого пребывания записаны в Деян.5:32 и 1Иоан.3:24. Однако для каждого отдельного служения мы нуждаемся в отдельном пополнении силой, и не потому, что мы утратили исполнение Духом как таковое, а потому, что особая сила приходит к нам только для особых нужд. Исповедуем же в смирении все то, в чем мы не соответствуем Его воле, присвоим верой исполнение Духом, в котором мы нуждаемся, и пусть Он откроет Свое присутствие в нас проявлением Своей силы.
Вильям Э. Бидерфольф, Исследование учения о Святом Духе.