А воля Творца – Его целями и средствами.
Джеймс Пакер.
«…Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила.» Дан. 2:20.
Слово «мудрость» в Писании означает, с одной стороны, свободный выбор лучшей и благороднейшей цели, а с другой — наиболее уместные и эффективные средства ее достижения.
Человеческая мудрость представлена в ветхозаветных книгах (в Книге Иова, Псалтире, в книгах Притчей, Екклесиаста и Песни Песней, поучающих, соответственно, переносить страдания, молиться, жить, радоваться и любить) и в Послании Иакова (последовательно призывающем вести христианский образ жизни); итак, проявление человеческой мудрости — это решение выбрать в качестве своей цели обретение «страха» Господня, то есть необходимости благоговейно поклоняться и служить Богу (Прит. 1:7; 9:10; Еккл. 12:13), взращивая рассудительность, силу духа, долготерпение и ревность как средства для достижения этой цели.
Премудрость Божья видна в Его делах — творении, попечении и искуплении; слава Божия — вот Его свободно избранная цель (Пс. 45:11; Ис. 42:8; 48:11), которой Он решил достичь прежде всего посредством создания поразительного многообразия вещей и личностей (Пс. 103:24; Прит. 3:19–20), затем нежным попечением обо всех тварях всякого рода (Пс. 144:13–16; Деян. 14:17) и, наконец, искупительным «юродством» «Христа распятого» (1 Кор. 1:18–2:16) и строительством Церкви (Еф. 3:10).
Проявление божественной мудрости подразумевает изъявление Его воли в обоих смыслах, которые содержатся в словосочетании «воля Божья». В первом и главном смысле Божья воля — это решения Бога, или установления, в отношении грядущего, то есть «…Его вечное намерение, соответствующее изволению Его воли, посредством которого Он предопределил все, что происходит, для Своей славы» (Краткий Вестминстерский катехизис, вопрос 7). Именно о воле Божьей в отношении мировых событий и говорится в Еф. 1:11.
Во втором и производном смысле воля Божья — это Его повеления, то есть наставления, данные в Писании, о том, как следует и не следует поступать народам: это иногда называют Его предписанной волей (см. Рим. 12:2; Еф. 5:17; Кол. 1:9; 1 Фес. 4:3–6). Некоторые из этих требований воли Божьей порождены святой природой Бога, Которому мы призваны подражать: сюда входят заповеди Декалога и две великие христианские заповеди (Исх. 20:1–17; Мф. 22:37–40; ср. Еф. 4:32–5:2). Другие требования воли Божьей просто выводятся из установлений Божьих: таких, например, как обрезание, ветхозаветные обрядовые законы, наряду с водным крещением и Вечерей Господней, которые соблюдаются в наше время. Однако заповеди того и другого рода одинаково обязательны для нашей совести, и Божий предвечный замысел включает «добрые дела» послушания, которые верующие охотно совершают (Еф. 2:10).
Иногда трудно поверить, что послушание, которое дорого достается нам и ставит нас в невыгодное положение в мире (что часто происходит, когда мы повинуемся Господу), является частью промысла Божьего для прославления Себя в дальнейшем и для нашего блага (Рим. 8:28). Но мы должны славить Бога, веруя, что в один прекрасный день увидим воочию, что все обстоит именно таким образом; ибо мудрость Его совершенна и никогда не прейдет. Открытое предписание Своей воли и контроль над свободной волей человека в ответ на это предписание — одни из средств претворения в жизнь воли Божьей в отношении мировых событий, даже если ответом человека бывает неверие и мятеж.
Об этом толкует Павел, когда пишет римлянам, что от падения Израиля пришло спасение язычникам (Рим. 11:11–15, 25–32): осознание этого порождает молитвенный экстаз: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! … Ему слава вовеки, аминь» (ст. 33, 36). Да будут эти слова и нашим молением.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.