Драма жизни во Христе: духовно-нравственного отторжение окружающего мира.
Бог Есть. Исследование Писания
«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все.» (Фил.3:20,21)
Где вы сейчас находитесь — в помещении или на улице? Где бы вы ни были, оглянитесь вокруг. Что вы видите? А теперь прикоснитесь к чему-нибудь рукой. Может быть, вы дотронулись до какого-нибудь предмета мебели. Если вы на улице, то это может быть трава или голая земля. Это тот мир, который мы воспринимаем нашими пятью чувствами. Тот мир, который нам хорошо знаком. Тот мир, к которому приковано всё внимание большинства его обитателей. Однако христианин знает, что этот мир временный, что он исчезнет, когда вернётся Господь (2 Пет. 3:4, 9, 10). Он знает, что его вечный дом — на небесах и что любить он должен только его.
Мы хорошо знакомы слова Павла «стремлюсь к цели — к почести вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе» (Фил. 3:14). Джеймс Толл называет это зовом «от небес к небесам». Здесь мы противопоставим тех, кто «мыслит о земном» (3:19), тем, чьё «жительство — на небесах», кто оттуда ждёт возвращения Иисуса (3:20).
Одна из самых трудных задач, какие стоят перед нами, — это жить на земле, но стремиться к небесам, быть «в мире» (Ин. 17:11), но «не от мира» (Ин. 17:16). Существует постоянный конфликт между «здесь и сейчас» и «там и потом». Вот вопрос, который должен задать себе каждый из нас: «О чём мои помыслы, о земном или о небесном?»
ОБРАЗЕЦ, КОТОРОМУ НУЖНО ПОДРАЖАТЬ (3:17)
Предыдущие наставления Павла в главе 3 можно отнести к отдельным членам филиппийской церкви. В стихе 17 апостол обращается к общине в целом. В Синодальной Библии этот стих начинается так: «Подражайте, братья, мне…» На греческом он начинается со слова симмиметес во множественном числе, образованного с помощью приставки син («с») и корня миметес («подражатель»). В сложных словах син может писаться по-разному. Здесь это сим. Приставка син указывает на то, что это христиане должны делать вместе (см. Восстановительный Перевод, где написано: «Будьте все вместе подражателями мне»).
Пример Павла
Что они должны были делать вместе? Мало какие проповедники дерзнули бы сказать вслед за Павлом: «Подражайте, братья, мне». Я проповедую вот уже более пятидесяти лет и никогда не призывал своих слушателей подражать мне в чём-либо.
Может, Павел страдал непомерным самомнением? Нет, он остро чувствовал, что далеко не такой, каким должен быть (3:12, 13). Он, наверное, полагал, что его читатели поймут, что его слова нуждаются в уточнении. Давая такое же наставление коринфянам, он уточнил: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1; см. 1 Фес. 1:6). В Фил. 3:17 уточнение следует из контекста. Перед этим Павел говорил о самом важном в своей жизни. Для него не было ничего важней Христа (3:4–11). Оставляя прошлое позади себя, он стремился вперёд (3:12–14). Он призывал своих читателей мыслить так же (3:15, 16). Стих 17 развивает это наставление. Павел, по сути, говорит: «Подражайте моему отношению к Иисусу и к жизни. Не отводите взгляда от небесной цели!»
Примеры собратьев-христиан
Чтобы успешно подражать чему-то, нужно это видеть. Павел не знает, увидится ли снова с филиппийцами (см. 1:27), и потому продолжает: «Смотрите на тех, которые поступают по примеру, какой имеете в нас» (3:17). В Ветхом и Новом Заветах слово «поступать» («ходить») часто употребляется в значении «жить» (см. Пс. 1:1; 1 Ин. 1:7). Среди достойных подражания можно было назвать Епафродита, который возвращался в Филиппы (2:25), и Тимофея, который скоро тоже должен был отправиться туда (см. 2:19). Да и все зрелые христиане Филипп (см. 3:15) могли служить добрым примером.
Два слова в 3:17 заслуживают дополнительного комментария. Первое — греческое слово, переведённое «смотрите» (форма слова скопео). Это глагольная форма слова, в стихе 14 переведённого существительным «цель». «Цель» — это то, что можно видеть; здесь вновь появляется образ финишной линии, на которую устремлён взгляд бегуна. Употреблённое Павлом слово несёт в себе также идею зрительного процесса: оно означает «смотреть, наблюдать, пристально вглядываться». В Рим. 16:17 он этот термин употребляет в негативном смысле («остерегайтесь»), а здесь — в позитивном. К сожалению, многие из нас склонны больше замечать плохие примеры, нежели хорошие. Апостол велит своим читателям всегда смотреть на верных, чтобы подражать им.
Другое слово, которое стоит рассмотреть подробнее, — это «пример». Словом «пример» переведено слово типон (форма слова типос), откуда происходит наше «тип». Это слово использовалось в значении строительного образца (Евр. 8:5), а также образца учения (Рим. 6:17) и этики (см. 1 Кор. 10:6, 11; 1 Фес. 1:7). Новый Завет содержит Божий образец для сегодняшней церкви: во что мы должны верить, что делать и в чём назидать. Давайте учиться делать «всё по образцу» (см. Евр. 8:5).
Фил. 3:17 показывает, насколько важно иметь хороший пример — и быть хорошим примером. Мы с самого рождения кому-то подражаем. Девочки надевают мамины платья, а мальчики широко шагают, стараясь идти в ногу с отцом. Многие из наших теперешних навыков — как стряпать, пахать или строить — мы освоили путём подражания. Что касается нашей духовной жизни, нам очень помогает пример братьев, исполняющих Божьи повеления. Одно дело читать о необходимости уповать на Господа (см. Евр. 2:13; 1 Тим. 4:10) и другое — видеть христианина, который уповает на Господа в радости и в горе.
Ранее я сказал, что мало какие проповедники дерзнут сказать: «Подражайте мне». В то же время все служители Господни должны понимать, что им будут подражать, хотят они того или нет. Какую огромную ответственность это налагает на тех из нас, кто преподаёт и проповедует Божье Слово! (См. Иак. 3:1). Однако это касается не только руководителей, но и всех христиан (см. Мф. 5:13–16). Все мы являем собой либо хороший пример, либо плохой. Так давайте стремиться показывать пример того, как надо ставить Христа превыше всего и всем сердцем стремиться к небесному. Это центральная мысль нашего текста.
ЛЮДИ, КОТОРЫХ НУЖНО ИЗБЕГАТЬ (3:18, 19)
На каждый хороший пример приходится множество плохих. Большинство родителей тревожит вопрос, кому подражают их дети. Так и Павел, призвав своих читателей подражать добрым примерам, предупреждает их не следовать примерам худым:
«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (3:18, 19).
Конкретный практический смысл
Возможно, Павел предупреждал филиппийцев об этих людях во время одного из своих пребываний у них или в предыдущем письме (см. Фил. 3:1). Поскольку он уже предостерегал их, то они, наверное, знали, кого он имеет в виду, — но мы этого не знаем. Некоторые авторы указывают, что если мы хотим разобраться, кто эти люди, то их нужно искать не далее, как в первой части изучаемой нами в данный момент главы: это иудействующие учителя из стиха 2. Это они были «враги креста Христова», потому что «если законом оправдание [как учили иудействующие], то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21). «Их конец — погибель», потому что «оправдывающие себя законом… отпали от благодати» (Гал. 5:4). Фраза «их бог — чрево» может означать их настойчивое требование соблюдать запутанные законы Ветхого Завета о приготовлении пищи. «Слава их — в сраме» может говорить о том, что они хвастались соблюдением Моисеева закона, в то время как должны были стыдиться своих недостатков. (В слове «срам» можно увидеть намёк на обрезание, так как оно часто служило синонимом наготы [см. Мих. 1:11; Наум. 3:5]). Эти иудействующие учителя «мыслят о земном», во главу угла ставя соблюдение обрядов и ритуалов.
Другие авторы считают, что терминология Фил. 3:18, 19 больше соответствует описанию лжеучителей, которые утверждали, что христианин может жить, как хочет, и что Божьи заповеди исполнять необязательно. Разные авторы дают разные определения этим лжеучителям. Возможно, они учили, что благодать даёт христианам право грешить (см. Рим. 6:1), или, может, это были ранние гностики, претендовавшие на высшее «знание» (см. 1 Тим. 6:20), освобождавшее человека от исполнения заповедей (см. 1 Ин. 2:3, 4). Эти люди, которых называли также «либертинцами», утверждали, что христианская свобода даёт право грешить (см. Гал. 5:13). Точное отождествление не существенно. Во 2 Пет. 2 приводится общее описание такого учителя. Такие точно были и «враги креста Христова», потому что крест есть символ смерти для себя и греха (см. Мф. 16:24). Конец их — «погибель», потому что творящие «дела плоти» «Царства Божьего не наследуют» (Гал. 5:19–21). Их «богом» было их «чрево», потому что они предали себя земным страстям. Они хвастались постыдными делами, которые совершали, и мыслили «о земном».
В качестве возможных выдвигается несколько кандидатов. Разные комментаторы высказываются в пользу как иудейских, так и языческих учителей. Однако большинство сходится во мнении, что Павел имеет в виду христианских лжеучителей. То, что Павел был так огорчён («со слезами»), может указывать на то, что это христиане, которые уводили своих братьев на ложный путь. Кто бы это ни был, даже мысль о них огорчала Павла. В греческом тексте он называет их «врагами креста». Он плакал, когда писал о них. Слова «со слезами» в Фил. 3:18 (греч. клайон) означают «громкое выражение горя» (Вайн). Тот факт, что эти лжеучителя существовали и представляли угрозу для его возлюбленных филиппийцев, надрывало сердце Павла.
Общий практический смысл
Когда я читаю все — так сильно отличающиеся друг от друга — комментарии к стихам 18 и 19, в голову мне приходят две мысли. Одна — что диапазон возможных обвиняемых очень широк: от религиозных «законников» (иудействующих учителей, пытавшихся навязать христианам ветхозаветные законы) до религиозных «либералов» (считавших, что исполнять заповеди необязательно). Другая — что слова Павла можно применить почти к любому ошибочному религиозному или моральному движению. Давайте ещё раз взглянем на эти два стиха, теперь уже под углом общего практического приложения.
К сожалению, люди и сегодня могут быть «врагами креста Христова». В христианстве кресту принадлежит центральное место. Мы примиряемся «с Богом посредством креста» (Еф. 2:16); крест «для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Павел говорит коринфянам: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2). И снова он пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). Конечно, говоря о «кресте Христа», мы имеем в виду не кусок дерева, на котором Он умер, а всё то, что крест символизирует: Божью любовь к нам, жертву Иисуса, спасение наших душ, необходимость самоотверженности и так далее.
Враг креста тот, кто не верит в учение Библии о божественности Иисуса и в то, что ради нашего спасения Ему необходимо было умереть. Религиозные группы становятся врагами креста, когда их учение делает крест ненужным. Сюда входят те, кто считает, что добропорядочная жизнь сама по себе гарантирует человеку дом на небесах. Врагами креста являются неверные христиане, потому что своим безбожием и нераскаянностью они «снова распинают в себе Сына Божьего и выставляют на позор» (Евр. 6:6). Большинство врагов креста не претендует на это звание; они, вероятно, даже не подозревают об этом. Но тем не менее, своим учением и/или своей жизнью они противостоят тому, что символизирует крест.
«Конец» неверующих и непокорных — «погибель». Это слово (форма греческого аполейа) употреблялось ранее в значении судьбы языческих гонителей (1:28); здесь же оно означает судьбу нечестивых христиан. Оно означает вечное наказание грешников (см. Мф. 7:13; 2 Пет. 3:7; Отк. 17:8, 11). Некоторые учат, что «погибель» нечестивых означает полное уничтожение (прекращение существования), но слово аполейа указывает на «прекращение благополучного существования, а не просто существования» (Вайн).
Следующая фраза бьёт наотмашь: «их бог — чрево [«желудок», «живот»; см. Восстановительный Перевод, Современный Перевод]». Когда что-то становится «богом», это значит, что оно (что бы это ни было) возводится в ранг первостепенной важности и подчиняет себе жизнь человека. Обвинение Павла, наверняка, включает в себя пристрастие к еде, обжорство (см. Втор. 21:20; Прит. 23:21; 28:7; Тит. 1:12), как и любое другое пристрастие (к алкоголю, наркотикам и т.п.). Его слова можно также отнести к плотским желаниям в целом, включая недозволенную половую связь. Некоторые комментаторы считают, что «чрево», или «желудок» — это эвфемизм нижней части тела, включая половые органы. Угодные Богу половые отношения возможны только в библейском браке (см. Евр. 13:4); всякий другой секс осуждается Библией. См. Рим. 13:9; 1 Кор. 6:18. Обвинение Павла может идти ещё дальше. В Рим. 16:17, 18 сходная лексика используется для описания лжеучителей, производящих разделения в церкви. Там, как представляется, говорится о том случае, когда человек свои собственные желания считает важнее всего на свете. Эгоцентризм — извечное искушение для каждого из нас!
Следующие слова Павла кажутся особенно актуальными для сегодняшнего дня: «и слава их — в сраме». Замените слово «слава» на более привычные слова «хвастаться», «гордиться», и описанная ситуация станет для вас ещё яснее. В Современном Переводе читаем: «И они гордятся тем, чего должны бы были стыдиться». На ум приходит множество примеров:
- Мужчины, хвастающие своими сексуальными подвигами.
- Молодые люди, хвастающие количеством выпитого накануне вечером или количеством принятых наркотиков.
- Взрослые, хвастающие тем, как они «прокрутили выгодную сделку», то есть поступили нечестно с партнёрами по бизнесу.
- Те, кто хвастает своей «терпимостью» к пороку (1 Кор. 5:2).
- Книги, пьесы, телепередачи и кинофильмы, которые бесстыдно кощунствуют и богохульствуют или показывают наготу и такие постыдные акты, как блуд и прелюбодеяние.
Мне вспоминается Иер. 6:15: «[Они] нисколько не стыдятся и не краснеют». Ис. 5:20 тоже подходит: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмой, горькое почитают сладким, сладкое — горьким!» Томас Мантон писал: «Падший человек — это… человек “перевёрнутый”: его любовь там, где должна быть ненависть, а ненависть — где должна быть любовь; его слава там, где должен быть срам, а срам — где должна быть слава».
Двигаясь дальше по тексту, мы подходим к сути проблемы в конце стиха 19: те, кого осуждает Павел, «мыслят о земном». Другими словами, все их мысли сосредоточены на этой жизни здесь, на земле. По словам Чарльза Эрдмана, «их горизонт ограничен тем, что относится к категории времени и к органам чувств». Их образ мышления можно кратко выразить так: предназначенные к аду и подгоняемые своими желаниями, они остаются преданными этому миру.
Как отмечалось ранее, мы не знаем, кто были эти люди, помышлявшие сугубо о земных делах, но Павел боялся, что они могут повлиять на филиппийских христиан. Апостол не беспокоился бы, если бы это не были известные люди. Они, наверное, умели располагать к себе и убеждать. Сегодня целая армия ораторов превозносит важность всего земного. В этой «армии» состоят некоторые из самых обаятельных и привлекательных людей нашего времени: актёры и актрисы, авторы популярных книг, известные во всём мире спортсмены, знаменитые музыканты и певцы, выдающиеся политики… список можно продолжать и продолжать. В этой армии могут также быть друзья, соседи или члены вашей семьи. Кто бы это ни был, они имеют общее мировоззрение: «Важен только этот мир». Для нас всех существует опасность позволить земному завладеть нашими мыслями. Как же трудно быть «в мире», но не «от мира»!
Мы не должны подражать тем, кто привязан к земному. И наоборот: мы должны подражать тем, кто устремляет свои взоры к небесному — таким как Авраам, который мог видеть невидимое: «Верою Авраам… обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом… ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:8–10).