Семя Божьего царства.
Бог Есть. С Богом по жизни.
Семя Божьего царства — это Божье Слово. Иисус сказал: “Вам дано знать тайны Царствия Божия… Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие» (Лк. 8:10, 11; Мф. 13:19).
Иисус получил это Слово от Отца, передал его избранным и послал Духа, чтобы Он напомнил им его и наставил их на всякую истину (Ин. 14:26; 16:7-13; 17:8, 20; 20:30). Это Слово сначала было проповедано устно, а затем записано вдохновенными мужами, чтобы другие могли иметь его через много лет после их смерти. Это Слово необходимо и пребывает вечно. Петр писал:«Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое нам проповедано» (1 Пет. 1:24, 25).
НЕОБХОДИМОСТЬ СЛОВА
Этот отрывок, как и притча о сеятеле, показывает, что Слово необходимо, что оно должно быть проповедано людям и что они должны принять его и покориться ему. Без Слова Божьего невозможно стать христианами. Там, куда не дошло Божье Слово, Дух Божий не производит христиан, ибо только через Божье Слово Дух обращает грешников. Это доказывается тремя фактами. Во-первых, там, куда Божье Слово не пришло, люди не становятся христианами. Мы не найдем ни одного христианина там, где проповедь, устная или письменная, не заронила Слово в сердца, которые честно стремятся к познанию истины. Во-вторых, Иисус сказал, что Слово есть семя царства. Невозможно сеятелю собрать урожай, если прежде он не посеял семя того, что он хочет вырастить. В-третьих, Павел учил, что люди не могут уверовать без знания Слова Божьего:
«Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: “как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!” …Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:14-17).
Иисус сказал: “Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня… Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:44, 45). Бог может научить нас, если мы прислушиваемся к Нему, а чтобы услышать от Бога, нужно, чтобы кто-то проповедал нам Слово. Притча о сеятеле наглядно показывает этот факт, и Петр засвидетельствовал его, когда сказал, что Божье Слово было проповедано благовествованием (1 Пет. 1:25; 2 Фес. 2:14). Павел говорил фессалоникийцам:
«…Бог от начала, чрез освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призывал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2:13-15).
Дух обращает грешников через Божье Слово. В разговоре со Своими апостолами Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. … Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:7-13).
Понятно, что истина, на которую Дух должен был их наставить, была необходима. Что, как не истина, должно было обличать и убеждать людей? Правильно ответить на этот вопрос может Божье Слово. Иисус получил Слово от Отца и передал его Своим апостолам (Ин. 17:8). “Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). “Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их” (Ин. 17:20). Дальше Иоанн пишет, что слова и дела Иисуса были записаны, «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Однако именно Святой Дух должен был открыть миру глаза на грех, праведность и суд. В Деян. 2:1-4 сказано, что Дух сошел на апостолов, дав им силу говорить на других языках, чтобы все собравшиеся поняли их (Деян. 2:1-8, 12). Люди еще не имели ясного понимания греха, праведности и суда, хотя Дух уже пришел. Некоторые изумлялись, а иные насмехались (Деян. 2:12, 13). В стихе 37 говорится, что некоторые, будучи поражены в самое сердце, спрашивали, что им делать.
Далее мы читаем: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, — и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. …Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (ст. 38-41).
Что поразило их в самое сердце? Что убедило их в собственном грехе, после чего они захотели узнать, что им делать? Обратите внимание на следующие слова, которые находятся между стихами 13 и 37:
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им:
“…внимайте словам моим” (ст. 14).
“…выслушайте слова сии…” (ст. 22).
“…да будет позволено с дерзновением сказать вам…” (ст. 29).
Эти стихи показывают, что открытый Духом Новый Завет свидетельствует о том, что Дух обращает людей ко Христу через Божье Слово.
Божье слово производит только христиан
Само Божье Слово может производить только лишь детей Божьих, которые именуются христианами (Деян. 11:26), — и никого больше. Оно не производит никаких разновидностей христиан, никаких конфессиональных христиан; оно производит просто христиан. Когда люди заявляют, что представляют собой ту или иную конфессиональную разновидность христиан (“деноминацию»), можно не сомневаться, что их учили или чему-то большему, чем Божье Слово, или чему-то меньшему, чем учение Библии. Даже при самом поверхностном прочтении Нового Завета видно, что в первом веке Божье Слово производило только христиан. Этот факт нельзя опровергнуть, и большинство людей признают его.
Поскольку в дни апостолов Божье Слово не производило никого, кроме христиан, неопровержимая логика подсказывает, что то же самое Божье Слово, проповедуемое ныне, не производит никого, кроме христиан. Если оно производило христиан — и только христиан — тогда, значит, и сегодня оно может производить христиан — и только христиан. Те, кто отрицает это, должны основывать свое отрицание на одной из двух позиций, ни одну из которых нельзя принять.
Во-первых, они могут утверждать, что в апостольские дни Божье Слово производило не только христиан, но и кого-то еще. Мы знаем, что это не так. Если кто-то возражает, пусть докажет, как Божье Слово могло производить кого-то помимо христиан. Где те Писания, которые показывают, кого еще производило Слово, если оно вообще производило кого-то еще?
Во-вторых, они могут утверждать, что Божье Слово так изменилось по своей сути, что теперь производит нечто отличное от того, что производило в начале. Мы знаем, что это неправда. Петр говорил: “Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:24, 25). Как могла измениться суть вечного Божьего Слова? Если кто-то и мог что-то в нем изменить, то только в худшую сторону, потому что оно было совершенным, когда апостолы Христа открывали его. Это был “закон совершенный, закон свободы” (Иак. 1:25) — таким он и остается.
Со времени Иисуса не изменилось даже пшеничное зерно. Из некоторых гробниц фараонов были извлечены пшеничные зерна, которые пролежали там тысячи лет, и все же они не изменились; если их сегодня посадить и вырастить, из них по-прежнему вырастет пшеница. Возможно, кто-то возразит, что люди, работая в согласии с Божьими законами, вывели лучшие сорта пшеницы. Пусть так; но Слово Господне, семя благовестия, было совершенным с самого начала, и людям не под силу изменить его в лучшую сторону. Отсюда следует вывод, что Божье Слово, которое производило только христиан в первом столетии, будет производить только христиан в любом столетии, когда бы ни проповедовалось Божье Слово. Время не меняет природу семени царства, то есть природу Божьего Слова.
Некоторые утверждают, что произошла смена заветов/законов, и люди сейчас становятся не тем, чем становились в первом столетии. Вот наш библейский ответ: Ветхий Завет обещал нового пророка (Втор. 18:15-18; Деян. 3:22), новый завет (Иер. 31:31; Евр. 8:6) и новую, вседостаточную жертву. Все это мы находим в Новом Завете, или новом законе. При этом новый закон не предусматривает своей замены каким-то иным, еще более новым, договором. Зато он весь наполнен ожиданием прихода Христа. Когда это произойдет, не будет никаких новых дней, а мы войдем в вечное царство Божье (Евр. 9:28; 2 Пет. 1:11).
Сегодня люди заявляют, что есть разные христиане. Да, христиане находятся на разных ступенях развития: одни еще младенцы, у других появилась тугоухость, третьи соскальзывают назад в мир, а четвертые возрастают и даже теперь могут называться зрелыми. Однако это вовсе не то, что люди имеют в виду, когда говорят о “разных христианах”. Они подразумевают, что существуют конфессиональные христиане: православные, баптисты, пятидесятники и т. д. Никаких таких наименований и учений в дни апостолов не существовало.
Если бы Божье Слово производило какие-либо из этих конфессиональных групп, оно производило бы их и в апостольское время. А поскольку такого не было, значит, Божье Слово не производит конфессий. И опять неизбежно напрашивается вывод, что сегодня проповедуется нечто большее или меньшее, чем Божье Слово. Чтобы получился баптист, нужно Божье Слово минус некоторые учения Божьего Слова плюс учение баптистов. Чтобы получился православный, так же нужно что-то прибавить к Божьему Слову и что-то отнять от него. Божье Слово не производит конфессии, поэтому совершенно очевидно, что в Божье Слово, которое нужно проповедовать, вкралось человеческое слово и либо что-то добавило к нему, либо отняло от него.
Кто-то может заявить, что те люди, о которых мы читаем в Новом Завете, были настоящими православными или римскими католиками. Если это так, то, прочитав Божье Слово, этого сказать невозможно. Невозможно даже заподозрить, что Павел был харизматом. По сути, читающим Божье Слово и в голову прийти не может, что существуют какие-то харизматы. Тот, кто говорит “слова Божии” (1 Пет. 4:11), не может назвать христиан, упоминаемых в Новом Завете, никаким конфессиональным названием. Подобные идеи можно найти только вне Библии: если пойти дальше библейского учения — или не дойти до него. Но Божьим Словом они не порождаются.
А вот если мы возьмем только Божье Слово, мы будем только тем, кем христиане были в дни Павла. Другого нам и не нужно; Бог нам заповедал быть только христианами, и только так мы можем угодить Ему.