Учение о спасении “только благодатью» не может быть истинным.
Бог Есть. Администратор
В Еф. 2:5 мы читаем: “И нас, мертвых по преступлениям, [Бог] оживотворил со Христом — благодатию вы спасены”. Благодати в Писаниях придается огромное значение. О ней говорится постоянно. Только в посланиях Павла слово “благодать» встречается восемьдесят восемь раз. Более того, Новый Завет считает благодать настолько важной, что говорит, что мы ею спасаемся. Наш текст утверждает то же самое. В Рим. 3:24 Павел пишет, что мы «получаем оправдание даром, по благодати Его».
Каково значение благодати?
“Благодать» означает “милость, благосклонность, благоволение». Мы спасаемся по милости Божьей, которую никак не заслужили. Человек сам повинен в своем отчуждении, и причина тому — его грех (Ис. 59:1, 2; Рим. 3:23). Никакие его дела не могли примирить его с Богом. Он не мог сделать ничего, достойного прощения. Но Бог так любил человека, что был готов дать путь, благодаря которому человек мог быть помилован. Слово “благодать» исчерпывающе включает в себя все, что Бог сделал, давая этот путь. Что же конкретно входит в понятие благодати?
(1) Христос, дар Божьей любви. Этот великий план оправдания возник в Божьем сознании. Затем он реализовался в Его Сыне. Он — центр христианского мировоззрения, предмет нашей веры и якорь наших надежд. Бог так возлюбил мир, что отдал Иисуса в умилостивление за грех (Ин. 3:16; 1 Ин. 2:2). Именно Божья благодать побудила Его отдать Иисуса миру.
(2) Кровь Христа. В Евр. 9:22, 1 Ин. 1:7 и Еф. 1:7 говорится, что искупление возможно только через пролитие Его крови. Это был исключительно божественный жест. Человек не заслужил такой жертвы; это была благодать. Он занял наше место и умер за нас.
(3) Святой Дух и Его действие в обращении. Мы оправдываемся Духом (1 Кор. 6:11). Через апостолов и других вдохновенных мужей Дух передал евангелие миру. Через евангелие Дух обращает грешников (Еф. 6:17).
(4) Евангелие, которое спасает (Рим. 1:16). Благая весть, вне всякого сомнения, тоже входит в Божью часть спасения грешников. Она определенно является составной частью Божьей милости, или благодати, по отношению к человеку.
Таким образом, в систему благодати включен каждый из этих элементов. Бог, Христос, Святой Дух, евангелие и работа, совершаемая каждым из Них в спасении грешников, — все это входит в понятие “благодать».
Только ли по благодати происходит спасение?
Когда мы спрашиваем: “Только ли по благодати происходит спасение?” — мы имеем в виду следующее: “Только ли от усилий небес зависит спасение?” Некоторые утверждают, что да. В таком случае мы должны прийти к одному из двух выводов: или Бог спасает всех людей, или Он выбирает лишь некоторых и спасает только их без каких-либо условий. Концепция спасения “только благодатью» вынуждает нас либо согласиться со всеобщим спасением, либо поверить в предопределение и безусловное избрание некоторых. Хотя в религиозном мире в качестве учений существуют обе эти доктрины, не подлежит сомнению, что и та, и другая ложны. Библия ясно учит, что некоторые погибнут (Мф. 7:13). Сказать, что Бог без всяких условий выбирает некоторых и произвольно осуждает всех остальных, — значит обвинить Его в лицеприятии, тогда как Писание говорит, что Бог нелицеприятен (Рим. 2:11). Учение о спасении “только благодатью» не может быть истинным.
Кто спасается благодатью?
Благодатью спасаются те, кто принимает Божью благодать, или милость. Любой дар нужно принять. Некоторые не понимают, как спасение может быть благодатью, если нам нужно что-то сделать. И тем не менее, это так.
Возьмем простой наглядный пример из области природы. Именно по Божьей благодати у нас есть хлеб. Мы молимся о хлебе насущном и верим, что Бог дает его, и все же мы должны исполнить свою роль. Несмотря на ту работу, которую мы исполняем, когда собираем урожай и печем хлеб, это все равно дар от Бога. Мы получаем его, если действуем в соответствии с Божьими законами в мире природы.
Быт. 6:8 говорит нам, что Ной обрел “благодать» пред Богом. Бог придумал и открыл ему план его спасения от потопа. Все это было дело милости, или благодати. Однако Ною тоже нужно было исполнить свою роль: он должен был построить ковчег. Как говорит автор Послания к евреям, он спасся верой и послушанием (11:7).
Согласно Иис. Н. 6:2, город Иерихон был дан израильтянам Господом. Это был дар — дар благодати. Тем не менее, им было сказано, как взять город, и потребовалась неделя и серия неудачных попыток, чтобы они овладели городом, который Бог дал им. Благодать не исключает необходимости послушания.
Еще раз посмотрим на наш текст. Как говорит Павел, эфесяне были спасены благодатью. Их обращение мы можем подробно изучить в Деян. 19. Мы видим, что их обращение не обошлось без посредства человека, которое выразилось в благовествовании Павла. Оно потребовало веры и крещения. Оглядываясь на то событие, Павел говорит, что они были спасены благодатью. Мы можем изучить их случай и узнать, как спастись благодатью.
Теперь, если мы видим, как в каждом из этих случаев благословение обреталось благодатью и при этом все же от человека требовалось какое-то действие, почему нам не принять, что мы спасаемся благодатью, не отвергая при этом определенных действий послушания с нашей стороны? Все по-прежнему зависит от благодати — даже после того, как мы сделали все, что Бог велел нам сделать для нашего спасения. Да и вообще, как можно утверждать, что мы зарабатываем спасение этими простыми актами послушания!
Спасает благодать; мы не совершаем нечто достойное награды и не зарабатываем этим спасение. И понимая, что Божью милость можно снискать только послушной верой, мы все равно можем петь в вере и повиновении: “О благодать! Как песнь звучит! Спасла она всех нас!”