Дехтяренко Р.Б., д-р богословия.
Апостол Иоанн написал: «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божьи; ибо не мерой даёт Бог Духа» (Иоан. 3:34). Другой перевод гласит: «Ибо Бог даёт Духа безгранично». Только Иисус Христос испытал полное, бесконечное, всемогущее служение Святого Духа в Своей жизни. В Своей земной жизни и служении Иисус был сознательно управляем Духом каждый момент каждого дня. Из Библии нам известно первый случай такого управления – это воплощении Христа
Ангел сказал Марии, что Святой Дух сойдёт на неё и осенит её именно в момент воплощения (Лук. 1:35). Когда Бог Сын, живое Слово, стал плотью, Он вошёл в тело женщины, которая была освящена и управляема Духом. Однако действие Духа на Марию не произвело Личность божественно-человеческого Спасителя, Сына Божьего. Он существовал как божественная Личность в триединой Сущности прежде сотворения мира и прежде Своего воплощения (Иоан. 1:1, 14).
Однако Святой Дух сделал возможным, чтобы Мария зачала без мужского оплодотворения её яйцеклетки. Он управлял внедрением этой яйцеклетки в её утробу. Конкретные детали опущены в Писании, но Библия ясно приписывает её беременность Святому Духу (Матф.1:18, 20). Библия отбрасывает какое-либо предположение, что отцом ребёнка Марии был мужчина.
Между тремя Личностями триединого Бога существуют вечные отношения (Иоан. 1:18; 14:11; 15:26). Однако нет никакого библейского упоминания, что Святой Дух исполнил Бога Сына в возрасте сорока дней (Лук. 2:2124). От этого последнего события до двенадцатилетнего возраста Иисуса Библия даёт такое краткое сообщение: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божья была на Нём» (2:40).
Когда Иисусу было двенадцать лет, Мария и Иосиф привели Его в Иерусалим на праздник Пасхи. В храме Иисуса видели сидящего с учителями, «слушающего их и спрашивающего их» (2:46). Все, кто слушал Его, «удивлялись разуму и ответам Его» (2:47). Иисус проявил необычное понимание Библии и нравственности, невиданное для обычного молодого человека. Есть три возможных объяснения Его мудрости: 1) Он показал Своё вечное свойство всеведения; 2) Святой Дух исполнил Его этой чрезвычайной мудростью; 3) Иисус показал мудрость, которую Бог предназначал для людей до грехопадения и вхождения греха. Не отрицая возможности первых двух взглядов, я предпочитаю третий.
Затем Лука обобщил последующие восемнадцать лет человеческого развития Иисуса, от двенадцати до тридцати лет: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у Бога и людей» (2:52). Он проходил умственное, физическое, духовное и социальное развитие.
В Священном Писании нет ясного указания на то, что Святой Дух был на Иисусе в течение этих первых тридцати лет жизни. Я лично не думаю, что Дух сходил на Него до Его крещения. Однако многие богословы считают, что Дух был на Иисусе от времени, когда Он вошёл в утробу Марии. Джон Ф. Уолвурд, представитель этого взгляда, написал: «Хотя нет возможности дать несомненные свидетельства, однако можно сделать разумный вывод, что Христос был исполнен Святым Духом с самого момента зачатия». Он фактически предложил три аргумента в поддержку этого взгляда: 1) Во все времена существует межличностная единственность трёх божественных Личностей. Таким образом, Бог Святой Дух всегда был в Боге Сыне, а Бог Сын всегда был в Боге Святом Духе; 2) Поскольку Иоанн Креститель был исполнен Духом от утробы матери, то и Иисус должен был иметь тот же самый опыт. Этот аргумент идёт от меньшего к большему, от меньшей личности к большей; 3) Поскольку Бог дал Иисусу Духа без меры, Он должен был быть исполненным Духом с самого начала Своего существования в теле.
Р. Б. Дехтяренко, Святой Дух: сущность, служение, пребывание, действие. Славянское Евангельское Общество, 2008.