
Беспокойство — это попытка самому нести бремя настоящего и будущего самому, а молитва — передача этого бремени в надёжные руки Бога».
Бог Есть. Исследование Писания.
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,» (Фил.4:6)
Сохранение спокойствия (Фил.4:6)
Назидание Павла, которое он приводит в первой части стиха Фил.4:6 едва не шокирует: «Не заботьтесь ни о чём». В Современном Переводе и Восстановительном Переводе эта фраза переведена «Не беспокойтесь ни о чём», а в Слове Жизни — «Не переживайте ни о чём». Не беспокоиться и не переживать?
Погодите, а разве переживания не являются неотъемлемой частью жизни? У нас столько причин для переживаний: семья, работа, здоровье, бесчисленные заботы, докучающие нам каждый день! Один проповедник сказал, что все люди делятся на три категории: те, у кого есть о чём беспокоиться; те, у кого было о чём беспокоиться; и те, у кого будет о чём беспокоиться. В таком случае Павел вряд ли хотел сказать, что мы совсем не должны ни о чём заботиться! Давайте посмотрим ещё раз. Да, так и написано: «Не заботьтесь ни о чём».
Почему Павел велел филиппийцам не заботиться? Он что, не принимал всерьёз их проблемы? Нет, он просто хотел внушить им, что, какими бы большими ни были их проблемы, Бог больше этих проблем. Беспокойство—это грех, потому что оно указывает на отсутствие веры в то, что Отец поможет нам справиться с трудностями и пережить любую неприятность, которую может преподнести нам жизнь (см. Мф. 6:25–33).
Греческое слово, переведённое «заботиться» (форма от меримнао) иногда употребляется в позитивном смысле (см. Фил. 2:20), но обычно имеет негативный подтекст. Иисус употребил его, когда сказал: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6:34). Пётр употребил это слово в форме существительного, когда писал: «Все заботы ваши возложите на Него» (1 Пет. 5:7). Меримнао, по-видимому, имеет отношение к меридзо, что значит «[тянуть] в разные стороны». Беспокойство раздирает душу человека в разные стороны: надежда тянет её в одну сторону, а страх в другую. Обычно результатом бывает чувство досады и беспомощности. Мне знакомо это чувство. Думаю, и вам тоже.
Просьба о помощи (Фил.4:6)
Если не беспокоиться, тогда что мы должны делать? Вторая часть стиха 6 начинается с союза «но». Иными словами, «вместо того чтобы беспокоиться, делайте следующее». Делать что? «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (ст. 6). Противоядием для тревоги Павел считает молитву. Дж. Бенгел сказал: «Беспокойство и молитва… ещё более несовместимы, чем огонь и вода». Мы могли бы добавить: «чем свет и тьма», «чем жар и холод».
Целью Павла не было прописать какое-нибудь быстродействующее средство от беспокойства. Макси Даннэм пишет, что молитва, которую предлагает апостол, не является простым решением: он не имеет в виду «механическое повторение по утрам и вечерам заученных слов, которые мы называем молитвой». Напротив — утверждает Даннэм — «[Павел] говорит о серьёзных вещах: о том, чтобы мы открыли Богу свою жизнь, исследовали своё упование на Бога, отдали свою жизнь в Божьи руки… Беспокойство — это попытка нести бремя настоящего и будущего самому, а молитва — передача этого бремени в надёжные руки Бога».
Вернёмся к сравнениям, о которых только что говорили. Когда огонь заливают водой, он гаснет. Когда наступает рассвет, тьма исчезает. Когда что-то нагревается, оно перестаёт быть холодным. Так же и с нами: когда мы принесём свои проблемы Богу и поверим — по-настоящему поверим — в Его милость, тревоги отступят.
Более внимательное прочтение стиха 6 поможет нам закрепить этот принцип в сознании. Джон Уолвурд называет его «одним из великих наставлений в Библии». Ральф Мартин говорит, что это один из тех отрывков, «к которым христиане во всяком веке обращаются за руководством и от которого получают ободрение и благословение».
Прежде чем разобрать термины, которые Павел использовал, говоря о молитве, обратите особое внимание на слова «всегда» («при любых обстоятельствах», Современный Перевод; «во всём», Восстановительный Перевод): «Но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (ст. 6) «Всегда» относится к каждому слову в предложении.
Вначале идёт общий термин «молитва»: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве…». Что бы ни случилось, мы должны отдать это Богу в молитве. Послушайте, как эта мысль дальше звучит в переводе Слова Жизни: «Не переживайте ни о чём, но поручайте в молитвах и с благодарностью ваши нужды Богу».
Далее Павел использует термин «прошение»: «…всегда в молитве и прошении…». «Прошение» — это особый вид молитвы. Из самого слова видно, что это просьба о чём-то. О чём? Обо всём. Чарльз Эрдман пишет: «Нет ничего настолько большого, что Бог не в силах это сделать, и ничего настолько маленького, что это недостойно Его внимания».
С термином «прошение» тесно связано слово «желания»: «…всегда в молитве и прошении… открывайте свои желания пред Богом». Греческое слово айтемата («желания») более выразительное, чем деесей («прошение»); это определённые, конкретные просьбы. Наши просьбы должны быть не общими, а конкретными; наши молитвы должны быть целенаправленными. Существует много вполне законных желаний, о которых мы можем просить. Можно просить за себя. Уильям Баркли высказывает мысль: «Мы можем молиться о прощении нашего прошлого, о своих нуждах в настоящем и о помощи и водительстве в будущем». Можно также просить за других; это называется ходатайством (см. 1 Фес. 5:25; 2 Фес. 1:11; Иак. 5:16). Заметьте, что это «желания» («просьбы»; Современный Перевод, Восстановительный Перевод), а не «требования». Каждая просьба нуждается в такой оговорке: «Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (см. Лк. 22:42).
Можно спросить: «А зачем открывать “свои желания пред Богом”? Разве Он уже не знает, что мы хотим и в чём нуждаемся?» Знает — но всё равно хочет, чтобы мы просили (Мф. 7:7, 8). Коффман добавляет дельную мысль: Пока мы не попросим, у нас нужды, а не желания.
Четвёртый термин, который употребляет Павел, — «благодарение»: «…всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Греческое слово, имеющее значение «благодарение» (форма от эухаристиа), образовано от слова харидзомай («давать даром») с помощью приставки эу («хорошо»). Оно означает искреннюю благодарность от сердца, исполненного признательности. Молитвы не должны быть просто «перечнем желаний»; они должны быть насыщены благодарением.
В стихе 6 много абсолютов: не заботьтесь ни о чём; молитесь всегда; благодарите за всё! Строго говоря, в тексте нет слов «за всё». Даже когда вы не можете поблагодарить за что-то конкретно, обычно в ситуации есть нечто такое, за что можно поблагодарить Бога. У Джо Барнетта есть проповедь, которая называется «Благодарите Бога… за всё». В ней он рассказывает о Корри Тен Бум, которую заключили в концлагерь. В тесном бараке помещались сотни женщин. Здание было грязным и вонючим — но больше всего досаждали блохи, не дававшие покоя ни днём, ни ночью. Однажды во время разговора о Библии кто-то процитировал Фил. 4:6. Женщинам было непонятно, как можно благодарить за этих блох. В них они не видели никакой искупительной ценности, но все равно благодарили за них Бога. Позже они узнали, что стражники постоянно насиловали женщин в другом бараке, а их обходили стороной — из-за блох.
У всех нас в жизни есть «блохи» — то, за что трудно благодарить, — но давайте не забывать, что мы поклоняемся Богу, который «всё направляет ко благу тех, кто любит Его» (Рим. 8:28; Слово Жизни). Когда мы благодарим «всегда» («при любых обстоятельствах»; Современный Перевод), мы этим выражаем не только признательность, но и повиновение. По сути, мы говорим: «Что бы ни случилось в моей жизни, я буду стараться видеть в этом Божью руку и восхвалять Его».
У нас также много и благословений «со знаком плюс». Здесь можно остановиться и перечислить свои благословения. В самом верху этого перечня должны стоять благословения духовные. Жизнь может отнять у вас молодость, здоровье, достаток, друзей, семью — но ничто не «отлучит [вас] от любви Божией» (Рим. 8:35)!