Одно или два евангелия от Иоанна?
Джон Дрейн.
Евангелие от Иоанна совершенно не похоже на три остальные. Здесь больше умозрительного, чем у синоптиков, где больше конкретного повествования.
Даже Иисус здесь изображен по-другому. Он не проводит большую часть жизни в безвестности в глухой Галилее, а регулярно посещает праздники в иерусалимском Храме, где вступает в споры с религиозными властями, обсуждая тончайшие вопросы истолкования еврейских Писаний и духовности (2:13; 5:1; 6:4; 7:2; 10:22; 11:55). В то время как у синоптиков Он заявляет о Своем возможном мессианстве с некоторыми оговорками, здесь Он с самого начала открыто говорит о нем. В семи речениях, начинающихся словами «Аз есмь», Он, очевидно, берет на Себя ту власть, которая в Ветхом Завете принадлежала одному лишь Богу (ведь и само имя Яхве означает «Я есть Тот, Кто Я есть»). Вместо того, чтобы описывать Царство Божье с помощью притч, Он в длинных речах рассуждает о «вечной жизни», причем невозможно решить (поскольку греки не пользовались кавычками), где заканчивается речь Иисуса и где начинаются собственные рассуждения евангелиста. События, известные по синоптическим Евангелиям, например, изгнание торгующих из Храма, могут перемещаться в иной контекст. Некоторые события не упоминаются вовсе, хотя есть намеки на них.
Так, например, в сцене Тайной вечери главным событием становится омовение ног учеников (13:1-20), в то время как о хлебе и вине, отождествляемых с плотью и кровью Иисуса, излагается в речи, следующей за насыщением пяти тысяч (6:25-58). Другие Евангелия в большей или меньшей степени изображают распятие как трагическое, но неизбежное событие, и только у Иоанна оно превращается в величайшее прославление Иисуса, в деяние, которое больше других доказывает Его единство с Отцом и особую роль Иисуса, отведенную Ему в замысле Бога. Всемирная роль Иисуса подчеркивается во вступительных стихах, где Иисус отождествлен со всемирным логосом («слово» или «разум») греческой философской мысли (1:1-14).
Структура евангелием Иоанна
Все это помещено в тщательно продуманную структуру с двумя легко выделяемыми разделами между прологом и эпилогом, а именно:
ПРОЛОГ (1:1-18)
В Прологе заданы основные темы, возможно, с помощью какого-то раннехристианского гимна или вероисповедальной формулы, но, безусловно, с аллюзиями на историю творения в Книге Бытия и на ветхозаветный образ Премудрости — посредницы Бога на земле. Причем эти понятия объединяются с идеями греческой философии и все вместе передают всемирное значение личности Иисуса.
КНИГА ЗНАМЕНИЙ (1:19 — 12:50)
Здесь ключевые события служения Иисуса организованы тематически. Причем особенно выделяется нарастающее противостояние с религиозными властями Иерусалима и также подтверждается, что Он, будучи Сыном Божьим, исполнил все чаяния Ветхого Завета.
КНИГА СЛАВЫ (13:1 — 20:31)
Здесь в беседах с учениками и в пространных речах Иисус подготавливает их к роли руководителей становящейся Церкви, укрепляет их веру и дает общие наставления о дальнейшей жизни христианской общины. Кульминация книги — рассказ о смерти и Воскресении Иисуса — вбирает в себя все остальные темы Евангелия. В то время как в синоптических рассказах о Кресте главенствует мысль о жертве, у Иоанна распятие превращается в еще одно откровение о божественной природе Иисуса.
ЭПИЛОГ (21:1-25)
Джон Дрейн, Путеводитель по Новому Завету. Пер. с англ. — М: Триада, 2007. — 620 с. John Drane. Introducing the New Testament by Lion Publishing pic, Oxford, England.