Бог хочет, чтобы те, кто принимает завет благодати, верили в него и его условия.
Луис Беркхоф
Основываясь на завете об искуплении, Бог предложил завет благодати, завет о дружбе с человеком, по которому благословения искупления нисходит на грешника. Рассмотрим основные элементы завета благодати.
Суть завета и договаривающиеся стороны.
Бог является первой договаривающейся стороной в завете благодати, стороной, которая берет на себя всю инициативу договора и милостиво определяет, в каком отношении вторая договаривающаяся сторона будет находиться к Нему. В этом договоре Бог предстает как милостивый и всепрощающий Отец, желающий простить грех и вернуть грешников в лоно Свое. Хотя в общем не так-то просто определить вторую сторону договора, можно сказать, что Бог, предлагая соглашение падшему, не подразумевал включение в этот договор всех.
Тем не менее надо учесть, что в договоре были особые условия. Некоторые считают, что Бог заключил договор с Авраамом и его семенем и, конечно же, с его духовными наследниками — с верующими и их семенем. Однако большинство полагает, что Бог вошел в договорные отношения с избранными грешниками. Чтобы более четко осветить вопрос, необходимо отметить следующее:
- Завет благодати как договор о дружбе и вечной жизни.
Завет благодати может рассматриваться как цель, которую Бог имел в виду в завете об искуплении, как высшая духовная сущность, которую Он реализует на протяжении всей истории посредством Слова и силы Святого Духа, которая, в конечном счете, восторжествует во всем своем совершенстве. Завет утверждает отношения дружбы между Богом и человеком, приобщение к Богу и возрождение, предоставляет условия для усиления духовной жизни.
Обещания Бога, данные в этом завете, становятся основой веры, а обещанная благодать достигает своего расцвета. Если рассматривать завет с этой точки зрения, то, видимо, имеется только одна возможность для определения другого участника договора, а именно: другим участником договора могут быть только избранные. И тогда наступает благословенное согласие между Богом и избранным грешником, в котором Бог отдает Себя со всей благодатью спасения избранному грешнику, а тот отвечает ему безграничной верой и любовью.
Примером реализации этой центральной идеи завета является Авраам, на которого снизошло божественное благословение и который называется в Библии «другом Божиим» (Иак. 2:23). Иисус называет Своих учеников также друзьями, потому что они разделяют с Ним завет о благословенной новой жизни и живут в послушании Его воле (Иоан. 14:15). Некоторые темы в Писании рассказывают, как осуществились заветы Божий для тех, кто убоялся Его (Втор. 7:9; II Пар. 6:14; Пс. 102:17,18). Об этом же говорится в Иер. 31:31—34; Евр. 10:8—12. Конечная реализация завета описана в Откр. 21:3: « … се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их».
- Завет благодати — это договор Бога с верующими и их детьми.
Совершенно очевидно, что Библия также говорит о завете в широком смысле этого слова, включая в него тех, кто не живет в соответствии с заветом, и даже тех, для кого обещания завета никогда не будут выполнены. В качестве примера можно привести Измаила и Исава, а также грешных сынов Илия. Непослушные израильтяне умирали в грехах, хотя и были людьми завета; книжники и фарисеи, которых резко осуждал Иисус, также разделяли привилегии завета. Завет благодати может рассматриваться как абсолютно законное соглашение, в котором Бог гарантировал всем верующим блаженство спасения. И это соглашение действует независимо от того, что делается для осуществления его целей, и даже независимо от того, как выполняются обязанности, возложенные заветом на его участников. Это значит, что человек может не выполнять требования завета, не верить в Господа Иисуса Христа и все-таки находиться в договорных отношениях с Богом.
Поэтому если мы будем рассматривать завет благодати в широком смысле, как чисто законодательный акт, как средство, с помощью которого Бог осуществляет блаженное спасение тех, кто выполняет условия завета, тогда нам придется сказать, что договор благодати — это договор Бога с верующими и их детьми.
Обещания и условия завета благодати.
Каждый договор имеет две стороны: в нем содержатся, с одной стороны, некоторые привилегии или обещания для участников договора, а с другой стороны, имеются обязательства договаривающихся сторон. В завете о милости имеется как первое, так и второе.
Обещания договора. Главное обещание (привилегия) договора, которое включает все привилегии, содержится в часто повторяемых словах «Я буду Богом твоим и семени твоего после тебя». Эти слова можно найти в ряде мест как Ветхого, так и Нового Завета, особенно касающихся новой жизни и возрождения завета (Иер. 31:33; 32:38—40; Иез. 34:23—25,30,31; 36:25—28; 37:26; Евр. 8:10; II Кор. 6:16—18). И сбудется это обещание, когда новый Иерусалим спустится с небес и скиния Бога будет воздвигнута среди людей (Откр. 21:3). Великое обещание, данное Богом, в радостном ликовании многократно повторяется в словах «Иегова — Бог наш» теми, кто находится в этом завете. Одно это обещание включает в себя все другие обещания, такие как (а) обещания блаженств, которые служат символом блаженств духовных; (б) обещание оправдания, включая прощение грехов, принятие в свое лоно детей и право на вечную жизнь; (в) обещание помощи Духа Господня в искупительной работе и блаженстве спасения; (г) обещание славы и вечной жизни (Иов. 19:25—27; Пс. 15:11; 72:24—26; Ис. 43:25; Иер. 31:33,34; Иез. 36:27; Дан. 12:2,3; Гал.4:5,6; Тит. 3:7; Евр. 11:7; Иак. 2:5).
Условия договора. Иногда говорят, что завет благодати, в отличие от завета о послушании, не предъявляет никаких условий человеку и не накладывает на него никаких обязательств. Однако это едва ли правильно в абсолютном смысле этого слова. Действительно, завет благодати не обещает награды за выполнение конкретных условий завета и человек внешне ничего не получает, присоединясь к завету. Но также справедливо и то, что все условия завета покрываются обещаниями Бога и что Бог обещает человеку все, что Он требует от него. Отсюда и молитва Августина: «Господи, научи меня уставам Твоим и повелевай все, что Ты желаешь». Поэтому, исходя из этих позиций, можно вполне корректно говорить об условиях договора.
Можно выделить два условия, выполнения которых Бог требует от всех, с кем Он вступает в отношения в этом завете. Он требует, (а) чтобы все, кто принимает этот завет, верили в этот завет и его условия; (б) чтобы в новой жизни, которая зарождается в них, они посвятили себя Богу и повиновались Ему».
Характеристики и условия завета благодати.
Милосердие. Завет является милосердным, (а) потому что в этом завете Бог позволяет поручителю выполнить наши обязательства; (б) потому что в качестве поручителя Он предлагает Своего Сына, полностью соответствующего всем требованиям справедливости; (в) потому что своей милостью, которая проявляется через действие Святого Духа, Он позволяет человеку жить в соответствии с его обязанностями по завету.
Триединство. В этом завете Бог выступает в Своем триединстве. Вначале Он проявляется в избранной любви и милости Отца, затем проявляется через поручительство Сына и, наконец, полностью реализуется в жизни греш-«ников через воздействие Святого Духа (Иоан. 1:16; Ефес. 2:8; I Петр. 1:2).
Вечность и нерушимость. Если мы различаем завет об искуплении и завет благодати, то мы должны исходить из того, что завет благодати не является вечным. Однако мы можем утверждать, что он будет длиться вечно (Быт. 17:19; II Цар. 23:5; Евр. 13:20). И поскольку действие завета неограниченно, он также является и нерушимым (Евр. 6:17). Бог всегда будет верен своему завету и будет всегда исполнять его для избранных. Это, однако, не означает, что завет никогда не будет нарушен человеком.
Частный, а не универсальный характер. Это значит, что сущность завета, заключающаяся в дружбе и единении с Богом, будет реализована только для избранных и что даже внешние отношения, вытекающие из завета, не распространяются на всех людей, а лишь на верующих и их потомство. Однако толкование этого договора в Новом Завете может быть названо универсальным в том смысле, что он распространяется на людей всех наций, тогда как его толкование в Ветхом Завете касалось только евреев.
Неизменность. Главное обещание завета остается неизменным на протяжении всей Библии (Быт. 17:7; Исх. 19:5; 20:2—3; Втор. 29:13; II Цар. 7:14; Иер. 31:33; Евр. 8:10). Одинаковым представляется и его содержание в Ветхом и Новом Заветах (Быт. 3:15; Гал. 1:8,9; 3:8). Путь, который прошел Авраам, примерно такой же, как у верующих, для которых было осуществлено это обещание в Новом Завете (Рим. 4:9—25; Гал. 3:7—9,17,18). Посредник одинаков и вчера, и сегодня, и завтра (Евр. 3:8; Деян. 4:12).
Условность и безусловность. Совершенно очевидно, что условием завета является поручительство Иисуса Христа и что сознательное вступление человека в завет возможно лишь тогда, когда чувство радости и блаженства от постоянного выражения своей веры становится его непрерывным ощущением. В то же время в завете нет условий, которые, согласно завету, должны вознаграждаться по заслугам. И в этом смысле завет благодати является безусловным. К грешнику обращен призыв раскаяться и стать верующим, но его раскаяние и вера не являются заслугой для получения благословений завета.
Завет благодати — это завещание Божие. Завет благодати представляет собой безусловно двусторонний договор, т.е. соглашение между двумя сторонами. Однако в некотором смысле этот договор может быть назван односторонним, так как по своей природе он представляет одностороннее божественное действие, в котором Бог посылает Свои благословения человеку. Более того, в этом договоре Бог Сам предлагает человеку все, что Он от него испрашивает. И поскольку завет благодати есть свободное и независимое волеизъявление Бога, он может быть назван завещанием. (Евр. 9:16,17). Слово «завещание» подчеркивает, (а) что завет в целом есть дар Божий; (б) что толкование договора благодати в Новом Завете обусловлено смертью Христа; (в) что завет вечен и нерушим; (г) что Бог Сам в нем дает все, что испрашивает от участников договора.
Отношение Христа к завету благодати.
Христос представлен в Писании как Посредник завета. В общем смысле слова «посредник» — это лицо, которое посредничает между двумя сторонами в попытке их взаимного примирения. Однако представление Христа, как нашего Посредника, которое дается в Библии, имеет значительно более специфический и глубокий смысл. Христос является Посредником в нескольких смыслах. Он выступает между Богом и человеком не только, чтобы убеждать и просить о мире, но и как Властелин, который может делать все необходимое для установления мира. Он также такой Посредник, который, как наш Поручитель, берет на Себя вину грешников, платит страданием за наши грехи, выполняет закон и, таким образом, воскрешает тех, для кого Он может служить примером верного служения Богу (Евр. 7:22; 8:6; 9:15; 12:24).
Но Он также доступный Посредник, который раскрывает людям истину о Боге, их отношении к Нему и возможности служения Ему; тот, кто убеждает и позволяет им узнать истину; направляет и поддерживает их во всех обстоятельствах жизни; делает все, чтобы помочь им получить избавление (Рим.5:2). И Он совершает все это, пользуясь служением людей (II Кор. 5:20).
Луис Беркхоф. Бог, Учебник / Пер. с англ. Э.И. Волмянского, О.А. Волмянской. — Минск: Вышэйшая школа, 1995. — 295 с.