«Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
(Иоан.8:7)
Каждый из нас может вспомнить множество случаев из своей жизни, о которых стыдно думать и тем более вспоминать. Поэтому, когда у нас рождается мысль о осуждении, слова Христа: «Кто из вас без греха, первый брось камень» приходятся как нельзя кстати.
Богословские и политические ловушки против Иисуса.
Рано утром толпа книжников, фарисеев и тех, кто был недоволен учением Иисуса искали Его. С ними была женщина, которую обвиняли в прелюбодеянии. Ей грозило побитие камнями. Но настоящей целью обвинителей было найти какой-либо повод, чтобы обвинить самого Христа. Дело в том, что смертный приговор имел право выносить только прокуратор или представитель римской власти. Иудеи такой прерогативой не обладали. В связи с чем, они пытались спровоцировать Иисуса и скомпрометировать Его перед римской властью, обвинив в нарушении порядка или подстрекательстве к бунту. Так как закон Моисея действительно предполагал побитие камнями или смертный приговор, то без санкции прокуратора это бы расценивалось как неуважение к власти и могло привести к серьезным последствиям.
Итак представим картину: с одной стороны провокаторы, а с другой Иисус, а посреди их грешная женщина как орудие политического капкана с богословской начинкой для этого уличного проповедника. Они публично формулируют эту ловушку для Иисуса: » Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? (Иоан.8:3-5). Обе стороны знают, что по закону римской светской власти побивать камнями и тем более убивать нельзя, они тоже знают, что древние иудейские заповеди повелевают совершить такое наказание. А мысленно они как бы продолжают обращаться к Нему: «как ты радетель законов и заповедей Божьих, народный учитель выкрутишься из этого положения, не потеряв свой авторитет среди этой малограмотной и уже заведенной толпы. Как минимум, без репутационных потерь ты отсюда не выберешься».
Женщина была предлогом. На самом деле они могли ее подставить, создав условия для обвинения. Иисус, видя истинное положение вещей, ничего не ответил им. Он наклонился и стал что-то писать на песке. Фарисеи и книжники молча ждали, что Он скажет. Ответ Иисуса был по-человечески блестящими и остроумным, но в то же время полон глубокой божественной мудрости об истинной милости Бога к человеку. Он поднялся и произнес позже ставшей знаменитой фразу — «кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Никто не смог противиться голосу совести и бросив свои камни, все разошлись.
Такие истории дают надежду, поддерживают в трудную минуту. Но на страницах Священного Писания есть и такие, которые несколько обескураживают. Особенно это непонятно тем, кто впервые читает священный текст.
Противоречивые образы библейских персонажей.
Моисей, не вошел в землю обетованную потому что два раза ударил по скале в гневе. Давид, легендарный царь, соделавший много славных дел, названный Богом «муж по сердцу Моему», однако случай с Вирсавией, наложил такое пятно на его последующую жизнь, что он никогда не смог оправиться от последствий. Его старший сын поднял восстание и был убит. Другие сыновья соперничали между собой, подданные перестали уважать царя, и ему оставалось только горько сокрушаться и сетовать за свою ошибку.
Манасия, сын Езекии, родившийся в то время, когда Езекии грозила смерть, но он был исцелен и ему подарено еще пятнадцать лет. Именно в это время рождается Манасия. О нем сказано, «наполнил Иерусалим кровью, поступал гнусно, хуже всех царей бывших прежде него». Храм был закрыт, идолопоклонство пустило свои корни так глубоко, что никогда более Иудея не смогла полностью искоренить это явление. Он убил пророка Исайю, распилив того пилами и совершил множество злодеяний. Но однажды он оказался в плену в Вавилоне. И там, в застенках, в цепях, он взыскал Бога. И Бог ответил ему. Манасия был прощен, возвращен на трон и жил в последующие годы пытаясь исправить то, что натворил.
Левит из книги судей, который отдал свою наложницу на растерзание толпы. Она умерла утром в отчаянии. Саул, Самсон, Да и множество тех, о которых не хватит места рассказывать. Что все это значит? Почему на страницах священной книги, от которой мы вправе ожидать некоего морально-нравственного идеала, содержаться такие истории? Истории, которые по логике вещей надо бы скрыть, но нет, они есть и видимо не спроста.
«Все это написано в наставление нам, достигшим последних веков»
Часто люди не в силах осознать свое истинное положение. Многие Библейские и евангельские персонажи были подвержены ошибкам и порокам, которые не были скрыты и которые поэтому дают нам повод размышлять о них и учиться у них. Но самое главное. Они нашли выход, прощение и милость у Того, кто пришел спасти их.