Будьте святы!
Христианство и Библия
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:12-16).
Что означает быть святыми.
Сказать о человеке, что он христианин, значит, сказать, что он – изменившийся человек. Я прихожу к Агнцу Божиему «таким, как есть», но я прихожу с пониманием того, что я уже никогда не буду прежним! Если я прихожу нечистым, Он очищает меня силой Своей крови; если я прихожу рабом греха, Он платит выкуп и освобождает меня; если я прихожу сыном неправедности, Он делает меня чадом Божьим. Раньше я сопротивлялся Богу, теперь уступаю Ему; раньше я грешил против Его воли, теперь я повинуюсь Его заповедям; раньше я презирал праведность, теперь я люблю пути Божии.
Чтобы описать человека, который прошёл через это замечательное преображение, в Новом Завете используется слово святой. Греческое слово, переведённое как «святой» означает что-то чистое и обособленное. Оно относится к вещам, которые находятся в особенных отношениях с Богом. Оно определяет человека или вещь, как отличающихся и отделённых от остальных. Сам Бог является Святым, и «свято имя Его» (Лк. 1:49). Христиане являются святыми (греческое слово, которое так переведено, то же самое, см. Рим. 1:7), и их жизнь должна характеризоваться святостью (см. 2 Кор. 7:1).
В разделе текста, на который мы сейчас обратим своё внимание, Пётр обсуждает понятие святости. Рассмотрим его очень внимательно с целью более полного развития этого качества в нашей жизни.
Результат нашей надежды
Призыв к святости Петр начинает в 13-м стихе со слова «Посему». Это означает, что призыв, который сейчас прозвучит, основывается на понимании надежды, которую нам дарует Иисус. Поскольку Христос воскрес из мёртвых, мы знаем, что Бог воскресит также и нас; поскольку мы родились заново в семью Бога, мы его наследники и нас ожидает наследство на небесах; так как обещания Бога непреложны, мы уверены, что Он сохранит Своих верных людей до конца. Именно на основании нашей надежды (т. е., уверенного ожидания спасения) Бог призывает нас к святости.
«Посему, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:13-16).
Нет ничего лучше великой цели, чем сохранить человека в чистоте, помочь ему противостоять искушению. Двое мужчин одного возраста и схожего происхождения служили в армейском подразделении в чужой стране. Однажды во время выходных к ним подошли с предложением проститутки. Один принял их «приглашение», а другой – нет. Несколько дней спустя, человек, который поступил низко, спросил другого, почему он отклонил свой «шанс хорошо провести время». «Дома меня ждёт девушка», – сказал он, – и мы собираемся пожениться, когда я закончу срок службы. Она чиста и хороша, и я не мог бы посмотреть ей в глаза, если бы пошёл с тобой».
Человек, который знает, что в конце пути его ждёт что-то хорошее, будет готовиться соответствующим образом. Если он едет навстречу царю, он побеспокоится о том, чтобы не испачкаться в пути. Поскольку христианин находится на пути, чтобы встретиться с Богом, у него есть сильная мотивация сохранить себя чистым сердцем и в жизни. Вот как говорит об этом апостол Иоанн: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» (1 Ин. 3:2-3).
Бог имеет право ожидать и требовать от нас святости, потому что Ему Самому присуща святость. Поскольку Он отделён от греха, мы также должны ненавидеть грех и избегать его. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 6:17-7:1). Поскольку Он отделён от людей и отличается от них, то те из нас, кто принадлежит Ему, также должны быть другими. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:1-2).
Выражение «Препоясав чресла ума вашего» в стихе 13 — очень красивая мысль. Мужчины эпохи Петра носили довольно длинную и громоздкую одежду, и для быстрого передвижения им приходилось заправлять длинные складки своей одежды в пояса. Препоясывание ума, следовательно, это образное выражение, означающее активную умственную деятельность. Оно эквивалентно «обновлению ума вашего», о котором говорил Павел (см. Рим. 12:2). Христианство — учение, которая обращается к нашему уму и преобразовывает его. Эмоциональность является временной и неустойчивой. Уравновешенная и устойчивая жизнь должна быть основана на более глубокой силе приверженности ума истине. Эта жизнь – жизнь в знании, в отличие от жизни в «невежестве»; и жить надо в «повиновении», а не в своих «прежних похотях» (стих 14).
Таким образом, Пётр говорит своим читателям, что им следует глубоко задуматься о Боге и о том, что Он сделал для христиан. Такие мысли не только дадут человеку надежду и уверенность в будущем, но также цель и святость в нынешней жизни. По мере того, как обновляется его ум, его жизнь также будет изменяться и станет другой.
Роль «страха» в формировании святости.
Но есть ещё один элемент, который работает, чтобы привести чадо Божие к святости в жизни. Благодарность за прошлое и надежда на будущее являются мотивацией к святости, но такую же роль играет и страх. «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Пет. 1:17-21).
Мысль о страхе Божием, кажется, очень чужда современным нравам. Нам постоянно напоминают, что любовь является чистейшим из мотивов, и что страха не будет достаточно, чтобы сделать из человека всё, чего от него хочет Бог. Некоторые люди даже предположили, что слово «страх» не является адекватным переводом в этом отрывке, что слова «уважение» или «благоговение» были бы более подходящими.
Страх Божий – это вполне здоровое явление. Он не является низкой и недостойной мотивацией для святости. Напротив, «…страх Господень отводит от зла» (Прит. 16:6). «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110:10). И тот же самый Иисус, который повелел нам любить Бога всем своим существом (см. Мф. 22:37), также учил: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Страх, о котором в этом отрывке говорит наш Господь, развивается из благоговения, а не ужаса, но он означает нечто большее, чем благоговение. Многие древние люди отдавали своим богам дань уважения и служения, но они не испытывали страха перед ними.
Мы испытываем страх перед Богом, потому что знаем, что Он будет судить наши дела «нелицеприятно» (стих 17). Довольно часто в наших газетах встречаются статьи о людях, которые совершили преступления, но остались безнаказанными, потому что они занимали определённое положение. Эти люди не боялись суда, потому что они знали, что к ним будет проявлено лицеприятие. У Бога небесного такой несправедливости не существует! Мы знаем, что наше небесное наследство будет аннулировано, если мы вернёмся к грешной жизни, которую мы вели раньше! Страх заставляет нас бодрствовать и приводит к тому, что наша совесть остаётся восприимчивой. Поэтому испытывать страх перед Богом – дело хорошее.
Мы также боимся Бога, потому что мы знаем, какую чрезвычайно высокую цену Он заплатил за наше искупление (стихи 18-21). Когда мы размышляем над тем, что для нашего спасения была необходима драгоценная кровь Иисуса Христа, нас поражает чувство страха, а также благодарность. «Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:26-29).
Бог возлюбил меня, пожелал меня спасти и поэтому отдал самое лучшее, что было на небесах! Это заставляет меня испытывать страх. Я боюсь, как бы мне не оказаться недостойным, чтобы ответить на это Его доверие. Я боюсь, что я не смогу жить в особых отношениях с Богом.
Христиане являются особенными не по своим собственным заслугам. Но мы особенные, благодаря Тому, Кому мы принадлежим! Поскольку мы дети Святого Бога, мы обязаны почитать Его всем своим существом. Мы должны жить так, чтобы в нас можно было увидеть Его чистоту. Мы должны быть святыми.