Христианство и Библия
1 Пет. 2:11-18
Апостол Петр, говоря о жизни, которую должны вести христиане, особое внимание уделяет трём важнейшим сферам . В частности, отношения, которые у нас есть с Христом, обязывают нас выполнять определённый долг перед нравственностью, государством и властями.
Наша ответственность перед общественной и личной нравственностью
Во-первых, христианин должен стараться не попадать в плен плотских страстей. «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:11-12).
Так как чадо Божье является гражданином небес (Флп. 3:20), ему никогда не следует увлекаться мирскими вещами. Он является не более чем временным жителем. И если он вдруг об этом забудет и полюбит мир, он может легко потерять свою душу. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15). «Плотские похоти» — это низменные страсти и нечестивые желания, которые противостоят духовным устремлениям и жажде праведности. Такие похоти «восстают на душу» и уничтожают чистоту и преданность Богу.
Христиане также должны учитывать своё влияние на мирских людей, которые наблюдают за их поведением. Сегодня мы знаем, что происходит, когда член церкви изменяет своей жене или крадёт деньги у своего работодателя. И его, и всех остальных верующих подвергают осмеянию и называют лицемерами. Создаётся впечатление, что мирские люди испытывают чувство облегчения, когда они в состоянии указать на нас обвиняющим перстом. Это даёт ещё большее основание для того, чтобы каждое чадо Божие было праведно во всём и чтобы церкви боролись с грехом среди своих членов, последовательно применяя дисциплинарные требования Писания (см. 1 Кор. 5:1 и далее). В самые ранние дни существования Церкви ситуация была ещё хуже, чем сейчас. Римский историк Тацит называл христиан «классом, который ненавидели за их мерзости», и об учениках Христа постоянно распространялись самые разные злонамеренные слухи. Их обвиняли в кровосмешении, каннибализме и многих других мерзостях. Таким образом, им приходилось жить так, чтобы опровергнуть все эти слухи и преодолеть ужасные предрассудки. Неудивительно, что Пётр призывал своих читателей к добрым делам! Его призыв в 12 стихе напоминает слова Самого Иисуса в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).
Наша ответственность перед государством
Во-вторых, христианин должен быть хорошим гражданином государства, которому он подвластен. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:13-17).
Одно из ложных обвинений, выдвинутых против Иисуса, состояло в том, что Он был якобы нелоялен к Риму. Иудеи сказали Пилату: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Лк. 23:2). На самом деле, напротив, Иисус учил своих последователей проявлять уважение к кесарю и платить налоги (Мф. 22:21). Похожее обвинение в гражданском неповиновении было также выдвинуто против Павла (Деян. 24:5) и, кажется, использовалось против христиан довольно часто в первые дни церкви.
Возможно, это было в ответ на злые слухи, что в Новом Завете многое говорит о верности гражданскому правительству. Павел сделал особенный акцент на этом, когда он писал верующим в столице империи. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Только в том случае, если государство заставит своих граждан сделать что-то такое, что от христианина потребует отречься от Бога, он может на законном основании отказаться от выполнения этого гражданского закона. Пётр ранее попадал в такую ситуацию в Иерусалиме, по крайней мере, однажды (см. Деян. 4:19-20), и эта оговорка, безусловно, в данном тексте подразумевается.
Будучи хорошими гражданами, последователи Христа должны «заграждать уста невежеству безумных людей», которые могут обвинить их в нелояльности к государству.
Мы сегодня обязаны прислушаться к этому совету не в меньшей степени, чем наши братья в Римской империи. Платить налоги, соблюдать правила дорожного движения и выполнять наши другие обязательства перед государством представляет собой часть нашего долга перед Богом.
Наша ответственность перед земными властями.
В-третьих, Петр призывал христиан своего времени соблюдать свои обязательства перед своими начальниками. Многие из самых первых обращённых во Христа были из бедных слоёв населения империи, а именно, рабами. Поскольку христианство говорит о «свободе от рабства» и «равенстве», противники веры распространяли слухи, что рабы-христиане были ненадёжны и, вероятно, могли бежать от своих хозяев или убить их. Чтобы опровергнуть эти ложные сообщения (и, возможно, чтобы предотвратить непонимание своей духовной «свободы» во Христе новыми обращёнными), как Пётр, так и Павел много говорили о рабах и их хозяевах. «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет. 2:18). «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф. 6:5-8).
Христианская религия не выступает ни «за», ни «против» рабства; и её учения о любви и уважении к ближним, в конечном счете, уничтожили эту систему в тех местах, где в эти учения верили и добросовестно их применяли (см. Флм. 16). Но пока система рабства всё ещё существовала, христианам, которые, к несчастью, были рабами, было сказано использовать эту роль как возможность доказать, что христианство не представляло для порядка никакой угрозы. В конце концов, религия Иисуса Христа не касается в первую очередь существующих социальных и культурных традиций людей; она касается их духовного избавления от греха.
Если оказывалось, что раб принадлежал порядочному человеку, его жизнь могла быть гораздо легче, чем у того, чей хозяин был жестоким и бесчеловечным. Тем не менее, именно в последней ситуации, а не в первой, христианин мог более эффективно показать свою веру. «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» (1 Пет. 2:19-25).
Учит ли чему-либо полезному этот принцип, регулирующий отношения между рабом и хозяином, людей, которые не живут в условиях ужасного института рабства? Христианин в школе, учитель которого, как ему кажется, даёт необоснованные задания и ставит несправедливые оценки за экзамены, подвергается испытанию. Он может бесполезно жаловаться и ворчать, или он может выполнять всё как можно лучше, чтобы показать дух Христа. Человек, работодатель которого невнимателен и никогда не выражает благодарность за сделанную для него работу, имеет особенную возможность. «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». Христианство бросает вызов лучшему, что в нас есть!
Мы иногда забываем, что мир, в целом, никогда не будет ценить и одобрять верных христиан. Они превращают нашу кротость в слабость; они считают наше подчинение ужасной власти трусостью; они рассматривают наш отказ от удовлетворения плотских похотей как некий самоправедный фанатизм. Если мы не поймём, что мы ищем славы Божией, а не человеческой, мы из-за разочарования можем свернуть с правильного пути божественной воли для нашей жизни.
Мы люди Христовы. Мы Ему принадлежим, и наше гражданство на небесах. Когда верность Ему требует от нас принести жертвы или пройти испытания, сознание того, что мы – Его особенный народ, даёт нам то, чего мы должны держаться.