Люди должны понимать смысл Евангельской вести в их реальности и в контексте своего жизненного опыта.
Йос Колейн, преподаватель Теологического университета г. Кампен (Нидерланды).
Протестантская церковь реформируется постоянно: богословский труд в протестантской традиции. Что значит заниматься богословием в протестантской традиции в общем и что это означает для развития протестантского богословия в каждой конфессии?
Это очень широкая тема, а потому именно для этого случая я хотел бы сузить ее и рассмотреть лишь один аспект протестантской традиции. Нам всем знакомы базовые постулаты протестантского богословия, знаменитые «Sola», «тюльпан» и много другое. Я не буду повторять все это сегодня. Но есть еще одно выражение, которое часто используют для описания протестантской церкви и традиции. На латыни это выражение звучит как «Ecclesia reformata semper reformanda», что означает: «церковь, которая стала протестантской, должна реформироваться постоянно».
Эта фраза подталкивает протестантскую церковь и традицию не становиться реликтом шестнадцатого века, а отвечать изменяющимся контекстам, в которых она существует. Задание богословия кратко можно сформулировать так: заниматься богословием – значит строить мосты между вечным Словом Божьим и народом Божьим в определенном контексте. Для протестантских церквей России и Восточной Европы это означает, помимо прочего, что они не могут и не должны быть лишь копиями западных церквей. Протестантское богословие этих церквей будет действительно протестантским, обновленным тогда, когда оно будет отвечать на вызовы и вопросы именно национальных культур.
Прежде чем обсуждать, что означает «всегда реформироваться», я хочу сделать шаг назад и вначале задаться вопросом о том, что значит заниматься протестантским богословием и каковы некоторые важные особенности протестантского богословия и традиции.
Богословский труд в протестантской традиции (Что значит заниматься богословием в протестантской традиции?) Богословский труд предусматривает прежде всего доксологию: чем больше мы размышляем и говорим о Боге, тем более мы восхваляем Его, нашего святого и милостивого Триединого Бога.
Истинное богословие – это не человеческое изобретение, а смиренный ответ на Божье откровение. Мы не можем говорить о Боге, не услышав прежде голос Самого Бога. Герман Бавинк писал: «Мы можем что-то узнать о Боге только в том случае, если Он выступит из Своей сокрытости, сделает Себя осязаемым и таким образом явит Себя».
Бог говорит к нам в природе и в Писании. Мы, грешные и ограниченные в своих способностях люди, сначала слушаем, а потом говорим о святом и вечном Боге, который являет Себя извне. Есть замечательное высказывание, в котором он говорится, что в богословии мы лишь повторяем слова «за Богом»:
Ведь догматика – это всего лишь тусклый образ и слабое подобие Слова Божьего. Это подверженная ошибкам попытка человека по-своему обдумать и выразить то, что Бог издревле многократно и многообразно говорил в пророках, а в последние дни говорил нам в Сыне.
Богословие – это также «духовная наука»: мы полагаемся на водительство и мудрость Святого Духа. В Ин. 14:16-17 Иисус сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины». Важно отметить, что в Ин. 14 Дух обещан не только отдельным верующим, а ученикам, апостолам, церковному сообществу. Сокровища мудрости, которыми Бог одарил церковь, можно увидеть, например, в богословии ранней церкви и протестантских вероисповеданий. Эти источники формируют общие представления, в рамках которых мы читаем и толкуем Писание. Это предохраняет принцип «Sola Scriptura» («Только Писание») от произвольного прочтения Библии и случайного выбора отдельных библейских текстов. Богословие – это не просто интеллектуальное занятие отдельных одиночек. Богословский труд помогает нам возрастать в любви к Богу в Христе и взращивать тело Христово.
Как богословы мы должны задумываться об отношении Бога и Христа к этому миру и нашему человеческому существованию. Мы должны задаваться вопросом о том, что Божье присутствие в этом мире и наша укорененность в Христе означают для церкви и нашей повседневной жизни (Флп. 1: 9-11).
Наконец, занимаясь богословием, мы находимся в сообществе всемирной церкви (Еф. 3:18-19 и 4:11-13). Только в союзе со всем народом Божьим всех мест и времен мы можем осознать, сколь широка, глубока, высока и нескончаема любовь Христова. Этот «мистический союз» с историческим телом Христа очень важен: утверждаясь в традиции отцов церкви и реформаторов, мы связываем себя с церковью всех времен и народов, которая есть тело Христово. Христос – Глава церкви, который руководил ею Своим Словом и Духом веками и так же руководит ею сейчас.
Разумеется, современная глобализация таит в себе немало угроз. Тем не менее, она также позволяет нам укреплять связи с христианами по всему миру. Встречаясь с верующими из других контекстов и культур, мы должны учиться друг друга и развивать общение в теле Христа. Вникая в опыт, радость и тревоги христиан из других стран, мы все больше будем задумываться о том, как нам именно в нашем контексте совершать богословский труд для блага церкви и Царства Божьего.
Нам важно всегда помнить, что люди должны понимать смысл Евангельской вести в их реальности и в контексте их жизненного опыта.
Журнал «Реформатский взгляд», №5:2 (2019).