Блаженны чистые сердцем: «весенняя уборка» в сердце.
Бог Есть. Администратор ·
«Блаженны чистые сердцем» (Мф. 5:8).
Эту заповедь называют «одним из величайших изречений во всём Святом Писании» (Ллойд-Джонс). Это действительно одно из самых волнующих высказываний в Библии. В моём сердце происходят самые ожесточённые битвы. Когда мы будем изучать эту заповедь, возможно, и вы падёте на колени в покаянии.
Насколько важно «сердце»?
Говорят, что в Мф. 5:8 сосредоточена суть христианства, ибо христианство — это прежде всего благочестие сердца. Иисус говорил, что мы должны любить Бога «всем сердцем» (Мф. 22:37), прощать «от сердца» (18:35) и хранить Слово «в добром и чистом сердце» (Лк. 8:15). Павел писал: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:17). Важность того, чтобы благочестие было «от сердца», нельзя переоценить. Бог сказал Самуилу, что Он «смотрит не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7; см. Прит. 21:2). А Соломон писал: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23).
Многие авторы считают, что, говоря о чистоте сердца, Иисус противопоставлял истинное благочестие тому, что практиковалось как благочестие в иудаизме. Для фарисеев главными были внешние обряды и ритуальная чистота, а не сердце. Иисус сказал им: «Лицемеры! Хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: “Приближаются ко Мне люди эти устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня”» (Мф. 15:7, 8; см. Ис. 29:13). И ещё Господь сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:25–28).
Однако не следует думать, что только фарисеи виновны в том, что всё внимание направляли на наружность, а сердцем пренебрегали. Мы, члены тела Христова, тоже можем быть повинны в слишком большом внимании в внешним атрибутам благочестия и пренебрежении к сердцу. Внешние проявления важны, однако они ничто, если идут не «от сердца».
Что такое «сердце»?
Наверное, нужно немного поговорить о том, что же именно должно быть чистым. Что такое «сердце»? В Мф. 5:8 словом «сердце» переведено греческое слово кардиа, откуда происходит множество знакомых нам слов (например, «кардиология», «кардиохирург», «миокард» и др.), так или иначе связанных с понятием «сердце». Физическое сердце — главный орган физической жизни (см. Лев. 17:11). «Благодаря лёгкому смещению значений это слово стало передавать всю психическую и нравственную деятельность человека, включая её умственные и эмоциональные элементы» (Вайн).
О сердце мы обычно думаем как о средоточии эмоций, что так и есть. Мы любим Бога «всем сердцем» (Лк. 10:27) и должны любить друг друга «от чистого сердца» (1 Пет. 1:22). Однако в библейском употреблении слово «сердце» включает в себя не только эмоции. Этот термин иногда употребляется в смысле интеллекта. Иисус говорил о тех, кто мыслил худое в своих сердцах (Мф. 9:4). Помимо этого, слово «сердце» употребляется в связи с волей — той частью разума, которая отвечает за принятие решений. В Евр. 4:12 говорится о «помышлениях и намерениях сердечных». «Сердце» в Библии — это центр человеческих привязанностей, его мыслей и побуждений. В нашем тексте слово «сердце» означает всё, что есть в человеке. Это центр человека — центр его существа и личности.
Что значит быть «чистым»?
Иисус говорил, что мы должны быть чистыми в центре своего существа. Словом «чистый» переведено греческое слово катарос. Катарос в Новом Завете встречается двадцать семь раз. Это слово может использоваться в отношении как физической, так и обрядовой чистоты (см. Мф. 23:25), но Иисус имел в виду внутреннюю чистоту. Катарос включает в себя, по меньшей мере, три частично совпадающих понятия, два из которых мы только что упомянули.
(1) Очищенность. Катарос употреблялось, когда говорили об испачканной одежде, которую выстирали. Чистое сердце — это незапятнанное сердце. Автор Послания к евреям сказал: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
(2) Беспримесность. Катарос употреблялось по отношению к провеянному зерну без мякины и соломы. Чистые сердца очищены от всякой примеси. Давид молился: «Окропи меня… и буду чист» (Пс. 50:9).
(3) Цельность. Чистое молоко — это цельное молоко, без добавления воды. Чистое золото — это цельное золото, без вкрапления каких-либо металлов. В чистом сердце нет двойственных мотивов. Библейские термины, используемые для описания людей с двойственными мотивами, — «притворное сердце» и «двоедушие». О «притворном сердце» говорит Пс. 11:3. О «двоедушии» писал Иаков (Иак. 4:8). «Дай мне возможность возлюбить Тебя неразделённым сердцем», — молился Давид (Пс. 85:11; Современный Перевод).
Мои оценки при испытании на «чистоту» сердца не самые высокие. Трудно изгонять нечистые мысли из сердца. Но где я точно двоечник, так это в испытании на «цельность», потому что здесь задействованы наши приоритеты и побуждения. Уильям Баркли писал: «При исследовании собственных побуждений чувствуешь себя обескураженным и пристыжённым, потому что в этом мире очень мало такого, что даже самые лучшие из нас могут делать по совершенно несмешанным, чистым мотивам». Вы хотите исследовать себя на предмет чистоты мотивов? Тогда спросите себя: «Что если я не получу признание за свою работу для Господа?»; «Что если признание, которого заслуживаю я, получат другие?»; «Что если меня станут критиковать за то, что я стараюсь всё делать правильно?» Когда такое случается с нами, разве не возникает искушение всё бросить?
Большинству из нас приходится признать, что наши сердца не так чисты, как должны быть. Так как же добиться, чтобы сердце было чистым? Возможно, мы нуждаемся, как говорят, в «хорошей весенней уборке». В конце зимы, когда, наконец, приходит весна, люди открывают окна, выбивают ковры, проветривают подушки и матрасы и моют дом сверху донизу. И наши сердца могут нуждаться в такой тщательной, «генеральной» уборке.
Рискуя быть навязчивым, хочу всё же ещё раз отметить, что начинать нужно с развития качеств, заключённых в предыдущих заповедях блаженства. Если мы осознаем свою духовную нужду (первая заповедь), оплачем свою духовную нищету (вторая), станем кроткими и смиренными (третья) и возжаждем стать праведными пред Богом (четвёртая), то всё это будет очень способствовать тому, чтобы мы стали милостивыми (пятая) и чистыми сердцем (шестая). Напоследок позвольте мне к этому добавить несколько советов. Как и в случае со всеми заповедями блаженства, есть такие действия, которые должны предпринимать мы, а есть такие, которые подвластны только Богу.
Начнём с того, что можем делать мы. Как мы уже говорили, Соломон писал: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Прит. 4:23). Иаков велел своим читателям: «Очистите сердца» (Иак. 4:8; Современный Перевод). Оба эти автора призывали христиан делать то, что могли они, чтобы иметь сердца, угодные Богу. Что же можем сделать мы с вами, чтобы очистить свои сердца? Во-первых, признать свою нужду и прилагать все усилия к тому, чтобы сохранять сердца чистыми.
Далее нужно наполнить разум Божьим Словом. Псалмопевец писал: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? Хранением себя по слову Твоему» (Пс. 118:9). Иисус говорил Своим ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Нам нужно читать Слово, изучать Слово, размышлять над Словом и затем повиноваться Слову. Пётр сказал своим читателям: «Послушанием истине вы очистили ваши души» (1 Пет. 1:22; Международное Библейское Общество).
Наполнив сердца Словом, мы должны также наполнить разум добрыми мыслями. Нам надо следить за тем, что мы смотрим и что слушаем. Павел писал: «Что чисто… о том помышляйте» (Фил. 4:8). Невозможно запретить нечистым мыслям приходить в голову, но нельзя задерживаться на них. Есть такая поговорка: «Нельзя запретить птице летать над вашей головой, но можно не позволить её свить гнездо в ваших волосах».
Всё это хорошо, но сделав всё возможное, мы всё равно должны признать, что сердца наши не такие, какими должны быть. Пророк Иеремия писал: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9). В заключение мы должны отдать себя на милость Бога и молиться: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12). Иезекииль, желая ободрить израильтян в изгнании, передал им Божье обещание: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (Иез. 36:26). Когда мы уверуем в Иисуса и осознаем свою нужду в благодати, Бог очистит наши сердца верой (см. Деян. 15:9).
«Блаженны чистые сердцем…». Павел сказал Тимофею: «Цель… увещевания есть любовь от чистого сердца» (1 Тим. 1:5). Чистые сердцем благословлены, ибо «они Бога узрят». В этой жизни мы видим Бога оком веры, но в жизни грядущей мы увидим Его лицом к лицу. В этой жизни чистые сердцем с волнением ожидают в приёмной аудиенции у Царя!