Джеймс Пакер.
«Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицом Господа, Творца нашего; ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.»
Пс. 94:6–7
Согласно Библии, поклонение является надлежащим ответом разумных созданий на откровение их Создателя о Самом Себе. Поклонение есть воздаяние чести и славы Богу при посредстве совершаемых с благодарностью приношений добрых даров, а также данное от Бога познание Его величия и благости.
Поклонение включает восхваление Бога за сотворенное Им, пожелание Богу большей славы посредством новых деяний милосердия, суда и силы и доверие Ему своего будущего благополучия. Благоговейный страх и благодарственное прославление — все это также составные части поклонения: царь Давид плясал с неистовым рвением «пред Господом», когда переносил ковчег в Иерусалим, и стоял в смирении и ужасе «пред Господом», когда Бог обещал ему престол, который устоит навеки, и в обоих случаях поклонение Давида явно было угодно Богу (2 Цар. 6:14–16; 7:18). Познания от Бога также являются поклонением: если внимание к Божьему слову наставления прославляет Его, то пренебрежение им оскорбляет. Для угодного Богу поклонения требуются «неповинные руки» и «чистое сердце» (Пс. 23:4), а также готовность выражать свою преданность в делах служения и славословии.
В основе поклонения лежат отношения по завету, которым Бог связал Себя с теми, которых Он спас и объявил Своими. Что было справедливо в отношении ветхозаветного поклонения, то же ныне справедливо и в отношении христианского. Дух поклонения по завету, каким он представлен в Ветхом Завете, является смесью благоговения и радости от высокой чести приблизиться к могущественному Создателю в полном смирении и с чистосердечным признанием своего греха, безумия и нужд. Поскольку Бог совершенен в Своей святости, а мы, люди, несовершенны, в этом мире так должно быть всегда. Поклонение Богу, несомненно, является и будет являться средоточием небесной жизни (Отк. 4:8–11, 5:9–14; 7:9–17; 11:15–18; 15:2–4; 19:1–10), вот почему оно должно занимать центральное место в жизни Церкви на земле; и уже теперь оно должно быть главным делом всякого верующего (Кол. 3:17).
Богослужебные установления Моисея составляли целую систему поклонения, данную Богом народу, с которым Он заключил Свой завет. Все эти установления вместе и каждое в отдельности были составными элементами истинного поклонению Богу, хотя те из них, что указывали на Христа, с Его пришествием утратили силу. В Псалтири приведены богослужебные песнопения и молитвы Израиля. Христиане поступают должным образом, когда ныне используют их в богослужении, производя мысленную поправку при упоминании символических образов и характерных особенностей Божьего завета благодати в ветхозаветный период: земной царь Израиля, царство, враги, битвы, периоды процветания и ослабления, вразумления и наказания от Господа, а также все то, что было типичным для еврейской богослужебной системы.
Основные особенности богослужебной системы, которую Бог дал Израилю, были следующими:
а) Суббота, каждый седьмой день, идущий после шести дней труда: время священного покоя, который требовалось соблюдать в память о творении (Быт. 2:3; Исх. 20:8–11) и искуплении (Втор. 5:12–15). Бог настаивал на соблюдении субботы (Исх. 16:21–30; 20:8–9; 31:12–17; 34:21; 35:1–3; Лев. 19:3, 30; 23:3; ср. Ис. 58:13–14) и сделал нарушение субботы преступлением, караемым смертной казнью (Исх. 31:14; Чис. 15:32–36).
б) Три великих, отмечаемых ежегодно (Исх. 2 3:14–17; 34:23; Втор. 16:16) праздника, во время которых израильский народ собирался в Божьем святилище (скинии или храме), чтобы приносить жертвы, прославляющие щедрость Бога, искать и познавать примирение и общение с Ним, есть и пить вместе в ознаменование радости. Праздник Пасхи и опресноков, отмечаемый с четырнадцатого дня первого месяца, совершался в воспоминание об исходе (Исх. 12; Лев. 23:5–8; Чис. 28:16–25; Втор. 16:1–8); Праздник седмиц, называемый также Праздником жатвы и Днем первых плодов, знаменовал окончание жатвы и отмечался через пятьдесят дней после субботы, с которой начиналась Пасха (Исх. 23:16; 34:22; Лев.23:15–22; Чис. 28:26–31; Втор. 16:9–12); Праздник кущей, также называемый Праздником собирания плодов, отмечаемый с пятнадцатого по двадцать второй день седьмого месяца, знаменовал окончание сельскохозяйственного года, а также служил напоминанием о том, как Бог вел Израиль через пустыню (Лев. 23:39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15).
в) День очищения, отмечаемый на десятый день седьмого месяца, когда первосвященник с кровью жертвы входил в святая святых, чтобы очистить все общество Израиля от грехов, совершенных в течение предшествующего года. Козла отпущения отпускали в пустыню в знак того, что грехи Израиля теперь удалены (Лев. 16).
г) Система регулярных жертвоприношений, в том числе ежедневные и ежемесячные всесожжения (Чис. 28:1–15), а также жертвоприношения, совершаемые в частном порядке; общими чертами этой системы были такие требования: во-первых, приносимое в жертву не должно было иметь пятна или порока, и, во-вторых, кровь животного, приносимого в жертву очищения, следовало проливать на жертвенник всесожжения (Лев. 17:11).
Обряды личного очищения (Лев.12–15; Чис. 19) и посвящения (например, освящение первенцев, Исх. 13:1–16) также составляли часть системы ветхозаветного богослужения.
В новозаветный период, когда ветхозаветные символы получили духовное воплощение, закон Христов — священство, жертва и заступничество пред Господом — заменяет закон Моисеев, всю систему очищения от греха (Евр. 7–10); крещение (Мф. 28:19) и Вечеря Господня (Мф. 26:26–29; 1 Кор. 11:23–26) приходят на смену обрезания (Гал. 2:3–5; 6:12–16) и Пасхи (1 Кор. 5:7–8); перестает действовать иудейский праздничный календарь (Гал. 4:10; Кол. 2:16); понятия ритуальной нечистоты и очищения, установленные Богом, чтобы люди отдавали себе отчет в том, что определенные вещи отчуждают их от Него, уже неприменимы (Мк. 7:19; 1 Тим. 4:3–4); суббота обновляется разрешением добрых дел (Лк. 13:10–16; 14:1–6) и пересчитывается по принципу 1+6, а не 6+1. Представляется очевидным, что апостолы учили христиан устраивать богослужебные собрания в первый день недели, день Иисусова воскресения, буквально «день Господень» (Деян. 20:7; Отк. 1:10), рассматривая его в качестве христианской субботы.
Эти перемены были чрезвычайно важны, особенно в смысле их воздействия на грядущее течение событий, однако богослужебная система хвалы, благодарения, молитвы, доверия, чистоты и служения в основе своей остается неизменным, истинным поклонением Богу.
Джеймс Пакер, «Основы богословия». Издательство Швндал, Санкт-Петербург, 116стр., 2001г.