Культура, облагороженная верой, дает людям уверенность в себе и убежденность в наличии смысла существования.
Уильям Д. Романовски
«Весь мир – театр, а люди в нем – актеры». Это широко известное утверждение из пьесы Шекспира предполагает наличие отношений между жизнью и театром, которые можно представить как культуру.
Некоторые теоретики даже утверждают, что жизнь – это театр, в котором люди живут и поступают таким образом, который можно исследовать через призму ролей, которые они играют в актах и сценах повседневной жизни – дома, в школе, в церкви, на работе или на воскресных вечеринках. В этом смысле мы можем сравнить человеческую культуру со сценарием для кинофильма. Подобно сценарию, культура определяет точку зрения и приоритеты, одновременно представляя также конкретный взгляд на жизнь и события. Таким образом, культуру можно уподобить сценарию, который определяет и объясняет поступки людей, наполняя жизнь смыслом и наделяя индивидуальностью.
Итак, культура представляет собой собрание идей и мнений, ценностей и убеждений, которое создает что-то подобное генеральному плану для жизни и понимания жизни. Несомненно, существуют только аналогии, помогающие понять очень абстрактные понятия, но важно уяснить, что, когда люди принадлежат к какой-то культуре, они разделяют общие идеи понимания и истолкования собственного жизненного опыта и выработки линии своего поведения. Культура включает в себя как создание значений для вещей, так и жизнь в соответствии с этими значениями. Она формирует опыт и ожидания и дает средства, помогающие совладать с чем-то новым и непредвиденным. Культурная система дает людям уверенность в себе и убежденность в наличии смысла собственного существования. Она помогает установить порядок, ясность и удержать руководство в сложных и противоречивых ситуациях жизни. Культура помогает сформировать наши знания и ценности – наше понимание Божьего мира.
Библия предоставляет нам сложное понимание культуры. Культура – это дар от Бога, а также религиозный долг и обязанность. Все люди созданы по образу Божьему и разделяют Божье первоначальное поручение заботиться о творении. Таким образом, культурное повеление объединяет нас в совместной общественной обязанности управлять Божьим миром. В этом отношении культура универсальна как общее стремление и исторический процесс, продолжающийся от поколения к поколению, который объединяет всех нас в одно человеческое общество. Культурное многообразие также утверждается Писанием. Христианская вера не ограничивается рамками никакой одной культуры, она – для «всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7:9).
Таким образом, быть «религиозным» значит намного больше, чем просто ходить в церковь, молиться и благовествовать – я называю все это конфессиональной жизнью. В Писании слово «сердце» употребляется как олицетворение религиозной сути человеческого существования. Как объяснил один богослов, «религия, сконцентрированная в сердце, является нашим откликом на заветные отношения с Богом. Сердце – ключ для понимания того, кем человек действительно является перед лицем Божьим». Человеческие существа, сотворенные любить и почитать Бога, а также служить ближним, вовлечены в религию независимо от того, верит человек в Бога или нет. Например, вопрос «кто такие люди?» –глубоко религиозный с глубоким подтекстом относительно того, как мы живем и как относимся к ближним. Все ли люди, независимо от своих явно выраженных религиозных верований, расы, половой принадлежности или класса, носят в себе образ Божий? Являются ли люди самодостаточными существами во вселенной или же они ответственны перед Богом за все свои дела? Заботимся ли мы о творении, проявляя послушание Творцу, или же все существующее – просто мир природы, над которым господствует человек?
Я считаю, что религия описывает внутреннее состояние человеческого существования, которое является фундаментальным и универсальным. Как сказал Кальвин Сирвельд, «религия относится к той неизбежной структурной связи человека с Богом, к тому глубочайшему неосознанному влечению быть зависимым от какого-то Абсолюта, который есть у каждого человека, к тому sensus deitatis (ощущение божества), направленности своего «я» к истинному Богу или к чему-то, что человек считает божественным, завершенным». Таким образом, почитание денег – идолослужение, причем, религиозное. Надежда, которая возлагается на технический прогресс и экономический рост, которые в результате должны принести шалом – мир, процветание, безопасность, также религиозна. Вера в то, что люди обладают безграничными возможностями и силой, является религиозной.
Можно проводить различие между религией в подобном смысле и организованной или формальной религией. Религия – жизнь, направленная на служение Богу или чему-то меньше Бога, не ограничивается конфессиональной жизнью. Напротив, мы религиозны во всех сферах: социальной, политической, экономической, эстетической и других. Например, богослов Пауль Тиллих говорил о религии как о «наделяющей смыслом сущности культуры, а культура представляет собой совокупность форм, в которых выражает себя основная задача религии». Он подытожил следующим утверждением: «Религия – это сущность культуры, культура – это форма религии». Другими словами, вера излагается в культуре. Такое понимание религии помогает понять совокупность человеческого мышления и деятельности как базирующуюся на основных религиозных убеждениях; таким образом, христианская свобода и служение распространяются на все сферы жизни.
Таким образом, вопрос состоит не в том, где мы служим Богу, то есть в каких именно сферах жизни. Христианская жизнь должна представлять полноту нашей человечности как носителей Божьего образа. Вопрос состоит в том, как мы служим. Он касается того, как мы ведем бизнес и семейную жизнь, как поклоняемся и как проводим свободное время. Совершение покупок в магазине, написание истории или сочинение песен, просмотр телепрограмм или кинофильмов – все эти дела должны быть посвящены Богу. Перевод стиха Римлянам 12:1 в The Message хорошо излагает эту идею: «Возьмите свою повседневную, обычную жизнь – ваш сон, принятие пищи, хождение на работу и все мелочи жизни – и принесите ее пред Богом как жертву». Именно в этом смысле жизнь является поклонением – живой жертвой Богу. Несмотря на то, что идея жертвы содержит указание на смерть, этот стих говорит о противоположном, так как мы призваны быть «живой» жертвой – сердце, душа, тело и разум. Этот принцип остается неизменным, и он не зависит от чьих-либо религиозных убеждений, потому что все люди созданы верующими, поклоняющимися и культурными личностями.
Автор Книги Екклесиаста говорит, что всему есть свое время под небом. Есть время есть, пить и находить удовольствие в труде (Еккл. 3:13). Бог также ожидает, что мы будем кормить голодных (Матф. 25:35-36), издавать справедливые законы (Пр. 8:15) и честно вести бизнес (Пр. 11:1; 16:11). Люди искусства должны превосходно творить, развивая в то же самое время потенциал своих учеников (Исх. 31:1-6; Пр. 22:29). Есть также время для проявления рассудительности в своем культурном окружении: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
Это все достойные стремления, когда они исполняются безупречно и добропорядочно, в таком случае они могут прославить и почтить Бога, делая явным христианское влияние в культурном окружении, в том числе и в сфере массовой культуры.