Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай».
Рим. 7:7
Писание открывает три способа действия закона, которые Бог усмотрел, а мы сегодня в простой и строгой форме можем систематизировать их в виде трех функций закона.
Первая функция закона — это функция зеркала; закон отражает совершенную праведность Бога и нашу греховность и несовершенство. Согласно Блаженному Августину, «закон повелевает, чтобы, пытаясь исполнить его предписания и потерпев неудачу из-за своего бессилия, мы научились просить помощи у Бога». Закон установлен в удостоверение нашего нечестия и осуждения (Рим. 3:20; 4:15; 5:13; 7:7–11), так что, показывая нашу нужду в прощении и опасность вечного осуждения, он должен приводить нас к покаянию и вере Христовой (Гал. 3:19–24).
Вторая его функция — отвращать от зла. Хотя переменить человеческое сердце закону не по силам, в определенной мере он способен обуздать врожденное беззаконие человека угрозами наказания, особенно в тех случаях, когда он поддержан гражданским кодексом, который предусматривает немедленное наказание виновных в преступлениях (Втор. 13:6–11; 19:16–21; Рим. 13:3–4). Таким образом, в известной мере он способствует общественному порядку и спасает благочестивых от беззаконников.
Его третья функция — направляющая; закон учит возрожденного добрым делам, которые Бог предназначил ему исполнять (Еф. 2:10). Закон говорит чадам Божьим, чем можно угодить их Отцу Небесному. Его можно назвать их сводом семейных правил. Именно эту функцию закона имел в виду Христос, когда сказал, что Его ученикам следует учиться соблюдать закон и все, что Он повелел (Мф. 5:18–20, 28:20), и что такое послушание Его заповедям засвидетельствует подлинность их любви к Нему (Ин. 14:15).
Христианин свободен от закона, который некоторые считают спасением (Рим. 6:14; 7:4, 6; 1 Кор. 9:20; Гал. 2:15–19; 3:25), но «подзаконен Христу» как Закону жизни (1 Кор. 9:21; Гал. 6:2).