Смена завета: от старого к новому.
Бог Есть для С Богом по жизни.
«Вот, наступают дни, — говорит Господь, — когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской» (Иер. 31:31, 32).
Великим заветом Библии является новый завет. Он был задуман, обещан и предсказан, а теперь исполнен и освящен. Об этом новом завете мы находим пророчества в Ветхом Завете; самым полным из них является Иер. 31:31-34.
Высказывания о новом завете есть также и в других стихах. Например, в Ис. 55:3 сказано: “Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте — и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду».
В Деян. 13:34 Павел относит этот стих к Иисусу. А вот еще несколько ссылок на новый, вечный, завет (Евр. 13:20).
“И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня” (Иер. 32:40; см. также 50:5).
“И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое навеки» (Иез. 37:26; см. также 16:60-62).
“И утвердит завет для многих одна седмина» (Дан. 9:27).
“Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете. Вот, Он идет», — говорит Господь Саваоф (Мал. 3:1).
Пренебрежение старым заветом.
Иеремия пророчествовал в годы упадка израильского народа. Бог привел скитающееся племя Авраама, Исаака и Иакова через Египет обратно в Ханаан, где они поселились и стали великим народом. В дни судей Израиль отвратился от Бога и не соблюдал закон, который Он дал ему. Тогда “каждый делал то, что ему казалось справедливым” (Суд. 17:6). Это произошло несмотря на то, что Бог предупреждал их через Моисея: “Там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, — каждый, что ему кажется правильным” (Втор. 12:8).
Книга Судей повествует о том, как Бог поступил с грешным Израилем после того, как умерло все поколение (Суд. 2:7), во главе которого стоял Иисус Навин.
«Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед за другими богами и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, которым ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали. Когда Господь воздвигал им судей, то сам Господь был с судьей и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, склоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и от своевольного пути своего. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: “За то, что народ этот преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал, чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господнего и ходить по нему, как держались отцы их, или нет?”» (Суд. 2:15-22).
Период судей закончился, когда Саул из рода Вениамина был поставлен царем. За неповиновение Саула Бог низвел его с престола, а царем Израиля сделал Давида. Сын Давида, Соломон, царствовавший над Израилем в пик его славы, отступил от Бога, так как его многочисленные жены склонили его к идолопоклонству. За это Бог дал сыну Соломона Ровоаму только два колена, а остальные десять отдал Иеровоаму (3 Цар. 11:3, 4, 31). Десять северных племен стали известны как Израильское царство, а два южных племени, Иуды и Вениамина (с присоединившимися левитами; 2 Пар. 11:14), стали Иудейским царством.
Далее последовала вереница разных царей и развращенность Израиля. В Иудее дела какое-то время обстояли лучше. Вот краткое описание этого периода:
«Тогда Господь через всех пророков Своих, через всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: “Возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам через рабов Моих, пророков». Но они не слушали и ожесточили шею свою, как была шея отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего; и презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились, и вслед народов окрестных, о которых Господь заповедал им, чтобы не поступали так, как они; и оставили все заповеди Господа, Бога своего, и сделали себе литые изображения двух тельцов, и устроили дубраву, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Ваалу, и проводили сыновей своих и дочерей своих через огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа и прогневлять Его. И прогневался Господь сильно на израильтян, и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иудина» (4 Цар. 17:13-18).
Прошло совсем немного времени, и Иудея тоже стала такой развращенной, что Бог решил наказать их. “И сказал Господь: «И Иуду отрину от лица Моего, как отринул Я Израиля, и отвергну город этот Иерусалим, который Я избрал, и дом, о котором Я сказал: будет имя Мое там»” (4 Цар. 23:27).
Пророчества о Новом завете
Такова была историческая обстановка, в которой Бог сказал, что заключит новый завет:
«Вот, наступают дни, — говорит Господь, — когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, —говорит Господь. — Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, — говорит Господь. — Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: “Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, «от малого до большого, — говорит Господь, — потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более»» (Иер. 31:31-34).
Новому завету предстояло отличаться от того, который Израиль и Иуда нарушили, который Бог заключил с Израилем, выведя их из Египта. Новозаветные авторы цитировали этот отрывок в подтверждение того факта, что новый завет входил в Божьи планы (Евр. 8:6-13).
Это пророчество, которое Бог явил через Иеремию, настолько важно, что мы должны тщательно изучить все, о чем оно говорит:
- «Новый завет». Под словом “новый” подразумевается, что никогда ранее подобного завета не было. Это будет не переработка другого соглашения, а совершенно новый завет, отличный по свой сути от всех предыдущих или существующих заветов.
- «Наступают дни… когда Я заключу”. Фраза «Я заключу” должна означать, что прежде такой завет не заключался, но будет заключен в будущем. Он будет дан Богом на условиях, которые Он выдвинет.
- «Не такой завет, какой Я заключил с отцами их». Будучи новым заветом, он будет отличаться от всех заветов, какие Бог заключал когда-либо прежде (Исх. 34:27, 28; Втор. 4:14; 10:1-5).
Нам следует отметить, как важное, заявление Бога о том, что это будет “не такой” завет, какой Он заключил с отцами Израиля, когда вывел их из Египта. Почему был указан именно этот завет, а не какой-либо другой? Наиболее очевидная причина кроется в вере Израиля в то, что завет делал их отношения с Богом нерушимыми. Они уповали на него и считали гарантией того, что Бог — это их Бог, что Он с ними и что Он защитит их. На самом же деле Бог готов был заботиться о них, если они соблюдали завет, но в случае его нарушения не собирался этого делать.
Указание на их веру в завет можно усмотреть в том, как они осмелели, когда на поле битвы принесли ковчег завета (1 Цар. 4:5). Присутствие ковчега с двумя скрижалями придало Израилю уверенности в том, что Бог поможет им победить в сражении.
- “Тот завет Мой они нарушили”. Тем заветом, который Израиль преступал и нарушал со дня его передачи, были десять заповедей и другие законы, входившие в его состав. Нам вновь и вновь говорится, что они перестали почитать и соблюдать его. Пророки возвещали, что они нарушат завет (Втор. 31:20). Позже Библия подтверждает, что они-таки нарушили его (Лев. 26:15; Ис. 24:5; 33:8; Иер. 11:10; Иез. 16:59; Пс. 54:21), оставили (Втор. 29:25; 3 Цар. 19:10, 14), преступили (Иис. Н. 7:15; Суд. 2:20; 4 Цар. 18:12; Иер. 34:18; Ос. 8:1), отвергли (4 Цар. 17:15), не сохранили (Пс. 77:10), разрушили (Иез. 44:7) и не были ему верны (Пс. 77:37). В Иер. 31:32 Бог сказал, что новый завет, “завет вечный” (Евр. 13:20), будет не такой, какой Израиль нарушил.
- «На сердцах их напишу его». Здесь утверждается тот факт, что новый завет будет написан на сердцах, но умалчивается, каким образом. Нам не говорится, то ли он будет написан на сердцах Святым Духом через учения нового завета, то ли как-то иначе.
- «Все сами будут знать Меня”. Это знание Бога люди получат не через личное откровение каждому. Бог не остановился, сказав: “Все сами будут знать Меня”, — а продолжил, поясняя, благодаря чему все будут знать Его: “Потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомню более». Союз “потому что» употреблен для того, чтобы объяснить, как люди познают Бога. Бог откроет Свою истинную сущность прощающего Бога, отдав Своего Сына за грехи мира. Иисус, который был подобием Отца (Кол. 1:15; Евр. 1:2, 3), покажет человечеству, каков Отец (Ин. 12:45; 14:9).
В Ветхом Завете мы находим пророчества о новом завете, но не находим, на каких условиях он будет заключен. Они есть только в Новом Завете. Новое соглашение будет отличаться от старого, которое Бог заключил с израильтянами, когда они вышли из Египта. Бог планировал, готовил почву и пророчествовал о новом завете, который Он собирался заключить.