К. Вейнхоф
Одна из основных причин хронического непонимания, продолжающегося смятения и постоянной борьбы относительно разнообразных нюансов, присутствующих среди богословов (Завет, Обетование, Таинства), кроется в очевидном факте – главная функция Слова Божьего в деле Искупления уже перестала быть понятной, или, по крайней мере, стала воспринимается не адекватно.
Без исключений, все желающие стать евангельскими христианами принимают Слово, адресованное людям посредством Писания, как Божье Слово, которое, в свою очередь, обладает над ними абсолютной властью. Но характерная функция этого Слова, в том виде, как она была открыта и проповедуема апостолами в первых церквях, не проявляется в христианской проповеди и богословской литературе. Слово часто рассматривалось как всего лишь совершенно достоверное средство передачи информации о творении, грехопадении и искуплении – вкратце, о Боге и Его делах. И дополнительно — как свод правил, по которым следует жить.
Но основной замысел Слова заключен в том, что в нем Бог во Христе, чрез Святого Духа, дарит прощение грехов, вечную жизнь, да, даже Самого Себя. Согласно своей специфической природе, Слово «воплощает» спасение. Спасение приобретает для людей конкретные, понятные им формы именно в Слове. В Слове спасение принимается людьми и «сохраняется» ими по вере. Я понимаю вас, все это звучит не слишком понятно.
Но как раз это понимание Слова и принадлежит самой сути Реформации. Основным вопросом Реформации был способ передачи Богом Своей благодати: Sola Fide (Только верой), которая была связана с Solo Verbo Spiritus Sancti (Только посредством Слова Святого Духа). Изучение таких библейских слов, как «слово», «Евангелие», «проповедь», и т. д. раскрыло глаза многим на основную и характерную функцию Слова.
Слово как средство благодати
В отношении Слова как «средства благодати», как живого Слова, которым и в котором Бог во Христе чрез Святого Духа дарует прощение грехов, новую жизнь, все спасение, даже Самого Себя имеет следующие отличительные признаки:
— Слово, которое Бог направляет к людям посредством Писания – это Слово, которым Сам Бог обращается к нам. Вне сомнений, оно приходит к нам посредством человеческого языка, но, тем не менее, это Слово Самого Бога, обращающегося к нам.
— Писание приходит к нам с небес таким образом, как если бы живой голос Самого Бога был слышен здесь, на земле. Бог очень направленно, адресно обращается к человеку и поэтому Его Слово приходит к нам как человеческое слово. Но авторитет, сила и содержание Божьего Слова от этого не страдают.
— Слово, явленное нам в Писании – действительное, полноценное «слово». Оно ни на мгновение не может быть отделимо от Говорящего. Это Слово от Отца и Сына и Святого Духа. Это Слово всегда «в устах» Говорящего и исходит из Его уст к нам. Слово, записанное в Писании, – это не просто содержимое, существующее само по себе. Оно не падает на нас подобно листве с деревьев. Оно не подобно бомбе, взрывающейся в нас или на нас. У записанного Слова как у настоящего слова есть своя природа, свое существование. Оно взаимосвязано с Богом и указывает на него. Таким образом, Слово «существует» только в Говорящем и чрез него. Это значит, что в Писании мы всегда напрямую слышим живого, говорящего Бога.
Это одна из наиболее серьезных ошибок или ересей – не относиться к Слову как к действительному, живому и истинному, но только как к идее, примеру, абстракции или концепции.
— В связи с этим важно отметить, что Писание является Словом, которое Святой Дух произносит Церкви и всему миру. В Писании мы имеем дело с обращающимся к нам Святым Духом. Оно рождено, интерпретируемо и произносимо Святым Духом. В Слове и чрез него Слово Святого Духа постоянно «свидетельствует» (Иоанна 15:26; Евреям 9:17, 10:13). Куда бы Святой Дух ни пришел, Он всегда приходит со Словом и в Слове. Истинно и обратное. Там, где есть Слово, там — и Святой Дух. Всякий слушающий Слово слышит Самого Святого Духа (Откровение 2:11, 17, 29; 3:6, 13, 22). А всякий отвергающий Слово, отвергает Святого Духа (Деяния 7:15). Слово есть Дух (Иоанна 6:63). Слово имеет такую грандиозную силу, потому что это Слово Самого Бога. Только по этой причине Слово может производить веру в человеческих сердцах и возрождать людей – что оно фактически и делает (Иакова 1:18, 1 Петра 1:23-25).
Писание особенно подчеркивает тот факт, что Божье Слово – это сила.
Это огонь, пожирающий солому ложного пророчества, и всесокрушающий молот (Иеремия 23:29). Слово, особенно Евангелие – сила Божия (1 Кор. 1:18), и превыше всего, сила Божия ко спасению (Римлянам 1:16), оно не может быть заключено в узы (2 Тим. 2:9). Оно раскрывает свою силу даже там, где люди отрицают его как безумие и соблазн (1 Кор. 1:18, 23). Оно всегда действующее Слово (1 Фесс. 2:13), ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12). Это меч Святого Духа (Ефесянам 6:17). Оно имеет силу возрождать людей (Иакова 1:18, 1 Петра 1:23-25) и освящать все творение (1 Тим. 4:5).
— Божье Слово – не только сила, но и спасение. Благодаря своему особому характеру, Божье Слово – это «спасение». Оно – искупительное Слово. Центральное, доминирующее выражение Божьей любви к Своему народу состоит в факте Его обращения к нему – в даровании Своего Слова. В этом Слове Бог встречает Свой народ лично и тем самым помещает их во взаимоотношения благодати.