Что такое христианское смирение.
Бог Есть. Администратор.
Сердцем христианства является сердце христианина. Если сердце человека — его помыслы и его дух — неверное, то и все остальное у него будет неверным. Не удивительно, что Павел призывал нас: “В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).
Недаром Иисус начал Свою великую Нагорную проповедь, которая стала основой всего христианства, как такового (Мф. 5:3-7:27), с перечисления блаженств (Мф. 5:3-12). Он указал семь основных черт характера, какие хочет в нас видеть Бог. Такая жизнь противопоставляет человека миру в целом, что непременно, рано или поздно, повлечет за собой гонения. И в то же время, только сохраняя в себе эти черты, мы становимся “солью земли” и “светом мира».
“БЛАЖЕННЫЕ”
Слово “блаженный” часто встречается в Библии. Многие псалмы Давида начинаются с этого слова (например, Пс. 1). В Откровении в семи случаях Бог провозглашает определенные действия блаженными.
Что же означает слово “блажен”, “благословен”? Применительно к человеку его основным значением является ощущение счастья. Применительно к Богу главной мыслью является восхваление и прославление Бога, как в Еф. 1:3; 2 Кор. 1:3, 4. В отношении человечества уникальность этого слова состоит в том, что счастье не обусловливается обстоятельствами нашей жизни. Блаженному присуще то, что можно выразить такими словами, как “успех”, “удовлетворенность» и “полнота».
В Своих заповедях блаженства Иисус не ограничился просто туманным обещанием благословения тем, кто будет жить по Его учению. Он указал, как именно будет благословлен тот, кто воспитает в себе те черты характера, которые Он хочет видеть в нас.
Мы постоянно слышим, что нам в жизни нужно, чтобы иметь успех и чувство удовлетворения. Проблема в том, что мы можем делать все, что нам говорят, и все равно ощущать пустоту и одиночество. Следуя плану Иисуса, мы не обязательно достигнем успеха, с человеческой точки зрения. Но мы получим блаженство как сейчас, так и в вечности.
“НИЩИЕ ДУХОМ”
Как ни странно, это может показаться, но первой чертой, необходимой христианину, является смирение. Говорят, что надо пробиваться вперед, стремиться на самый верх иерархической лестницы. В противоположность этому Бог говорит, что начинать жизнь в Нем следует через нищету духа. Два разных слова в Новом Завете переведены как «бедные» или “нищие». Одно означает жить в скудости, не иметь ничего лишнего. Это значит, что если мы сегодня не заработаем на кусок хлеба, то и есть нам будет нечего. Это жить у порога или за порогом бедности. Не об этом слове мы сейчас говорим.
Другое слово означает не иметь вообще ничего. Это та нищета, когда нет ничего, что можно было бы назвать своим. Вот об этом слове речь. Чтобы служить Богу, человек должен прийти к осознанию того, что ему нечего предложить Господу. Не надо думать, будто до состояния духовности нам не хватает лишь малого, что пусть Бог только чуть-чуть подтолкнет нас, а уж через забор мы перепрыгнем сами. Мы мертвы в своих грехах. Если бы не благодать Божья, не было бы нам никакой надежды (Еф. 2:1-8). Быть нищим духом — значит понимать, в какой величайшей нужде мы находимся, и знать, что только Бог может удовлетворить эту нужду.
Гордые сердца никогда не обращаются к Богу. Вместо этого, они сами из себя создают божков и поклоняются самим себе как своим собственным спасителям. Неудивительно, что Бог “ненавидит… глаза гордые», как сказано в Прит. 16:18, 19. В стихе 18 там говорится: “Погибели предшествует гордость, и падению надменность». Никто никогда не сможет приблизиться к Богу, не смирившись в сердце своем. Иаков писал: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные; сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль; смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:7-10).
Бог может использовать нас, делая через нас великие дела. Но это может произойти только тогда, когда в нас появится дух смирения, который поможет нам увидеть нашу греховность и Божью милость и доброту по отношению к нам в Сыне.
ОБЕЩАНИЕ
Каково же благословение для тех, кто нищ духом? “Их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). На первый взгляд, это обещание небес, когда закончится наша жизнь, если в нас будет нищета духа. Конечно, так оно и есть, но не это главное. Матфей почти всегда называет царство “Царством Небесным”, а не “Царством Божьим”. Вероятно, это связано с тем фактом, что Матфей писал, обращаясь, главным образом, к иудеям. В них же было такое глубокое почитание Бога и Его имени, что они боялись лишний раз вымолвить слово “Бог”, как бы не получилось, что они произносят Его имя напрасно. Поэтому они пользовались такими словами, как “небеса», когда хотели сказать о Боге, не упоминая Его имени.
Божье Слово уже давно говорило о приходе царства. Книга Даниила буквально наполнена пророчествами о грядущем царстве Господа. И Иоанн Креститель, и Иисус проповедовали: “Царство Небесное приблизилось» (Мф. 3:2; 4:17; 10:7). В некоторых случаях слово “царство» употреблялось взаимозаменяемо со словом “церковь» (Мф. 11:11; 16:18, 19). Иисус сказал: “…Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот: там», Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20, 21). Царство — это царствование Бога в нашей жизни. Тот, кто в царстве, позволяет Богу управлять своей жизнью. “Царство” потому употребляется взаимозаменяемо с “церковью», что нужно смириться пред Богом, чтобы попасть в церковь и быть верным Ему.
Нищие духом обладают царством, потому что они готовы сердцем покориться Богу и позволить Ему управлять их жизнью. Когда в сердце царствует нищета духа, то мы спрашиваем: “Господи, что Ты хочешь, чтобы я сделал?” Когда царствует гордыня, мы говорим: “Господи, почему бы Тебе сейчас не воспользоваться моими чудесными дарованиями?”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтобы стать смиренными, мы должны все время помнить о своей собственной вине и греховности. Когда мы перестанем полагаться на свою собственную добродетель, мы сможем обратиться к Богу за помощью и силой.