Труд по велению Бога: культура как присвоение имен всему сущему.
Уильям Д. Романовски
«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.»
(Быт.2:19,20)
В повествовании книги Бытие Адам впервые проявляет заботу о творении, давая имена другим сотворенным существам (Быт. 2:19-20). Адам придумывает слова, которые представляют существ в Божьем творении.
Слово – это символ, образ идеи или вещи. Слово «символ» происходит от греческого symballein, означающего «сводить вместе». Мы осуществляем процесс символизации, сводя вместе слово и реальность, которую оно представляет. Символ и то, что он представляет, настолько близки, что они как две половины одной вещи, символ разделяет реальность того, что он символизирует. Отображение в символической форме является ключом к жизни, потому что оно помогает нам установить значение понятий в Божьем мире, включая любовь, секс, романтику, труд, игру, успех, мужские и женские идеалы и тому подобное.
На первый взгляд, идея отображения в символической форме может показаться довольно простой. Если вы хотите выйти из здания в Соединенных Штатах, ищите знаки с надписью «EXIT». Но во Франции этой цели служат надписи «SORTIE», а в Англии – «WAY OUT». В США вы становитесь в «line» («очередь» в американском английском – прим. перевод.), в Британии – в «queue» (в британском английском «очередь», – прим. перевод.). То же самое понятие, но разные названия. Это означает, что существует субъективное качество символа в том смысле, что люди определяют значение и разделяют его толкования. Дверь, ведущая внутрь здания, во всем мире не должна называться и не называется – «EXIT».
Процесс создания и истолкования символов очень быстро может стать довольно сложным и даже спорным. Когда мы называем или определяем что-то при помощи символа, мы приписываем ему значение с определенным воззрением, которое обнаруживает наше мировоззрение. Вспомните термины в разговорном языке, которые описывают неразборчивую в сексуальных связях женщину: «проститутка», «блудница», «распутная женщина», «шалава», «шлюха». Сравните эти термины с более льстивыми определениями, такими как: «жеребец», «мачо», «плейбой», «казанова», которые описывают неразборчивого в сексуальных связях мужчину. Этими терминами или символами выражаются различные значения, воззрения, ценности и мнения, относящиеся к неразборчивым в сексуальных связях людям, основываясь на их половой принадлежности. В нашей культуре беспорядочная половая связь унижает женщину, но возвышает положение мужчины. Мужчины и женщины могут воспринимать эти символы как руководство к поступкам и поведению. Это означает, что как только мы создаем культуру, мы в большой мере связаны с ней. Мы вынуждены жить в соответствии с ее идеалами, разделять ее мировоззрение и придерживаться тех же мнений или же противостать им и попытаться сформировать альтернативу. В любом случае, мы должны трудиться в существующей системе культуры.
Те же самые значения образов относительно сексуальности могут также применяться по отношению к моде, рекламе, телепрограммам, музыкальным клипам, кинофильмам, песням и тому подобному. Эти образы средств массовой информации черпают свою силу в утверждениях широкой культурной системы – в моем примере это история понимания мужественности и женственности в культуре, то есть что значит быть мужчиной или женщиной. Как я заметил ранее, именно в этом смысле массовое искусство отражает мировоззрение общества, которое оно само помогает создавать.
Осознание того, как действует язык, помогает нам понимать культуру, потому что культура также имеет отношение к определению значений, которые разделяют люди. По сути, это справедливо до такой степени, что антрополог Клиффорд Гирц описал различные культуры, как системы коллективных значений. Но язык является одним видом символа, который мы используем для создания коллективных значений. Изобразительное искусство и инструментальная музыка также символичны. Если рассматривать творение – все видимое и невидимое – как первичную среду, то культура относится ко вторичному миру символов, который создают люди, и мы постоянно совершенствуем творение. Формирование культуры соотносится с объяснением и определением реальности.
Идеалы, верования и ценности, воззрения и предположения, которые составляют культурную систему, невидимы в том смысле, что они не имеют материальной сущности. Невозможно повесить идеал или ценность на стену в зале, однако можно найти картину, которая их представляет. Культурное влияние передается через то, что антропологи называют текстами. Культурные тексты – это действия человека, события и дела, которые воплощают широко разделяемые значения. Этот термин означает, что текст можно «прочитать» или истолковать, чтобы понять его значение; культурные ценности обретают социальную и материальную сущность в делах и плодах человеческих рук.
Как пишет Гирц, культура – это «ансамбль текстов». Эти тексты включают в себя разговоры, ритуалы, церемонии, информацию в СМИ, песни, стихи, театральные постановки, танцы, теории, политическую риторику, мифы, легенды, истории, иконы, рекламу, фильмы, телепрограммы, народные песни, литературу, речи, архитектуру, предметы изобразительного искусства и тому подобное. Таким образом, мы используем термин культура, чтобы указать на сферу человеческой деятельности и ее результаты – как материальные, так и нематериальные продукты.
Ученые часто говорят о разных культурах как о «важных разговорах о том, что имеет значение для их участников». Так как значение согласовывается посредством средств коммуникации, феномен массового искусства является важной областью изучения. Массовое искусство может показать значение вещей и в этом отношении оно является одним из способов, при помощи которого мы доносим собственную культуру до других людей. Однако определение значения касается вопроса понимания и истолкования. Мы должны спросить: какие истории о жизни рассказывают произведения массового искусства? Кто рассказывает эти истории? Чем они были воодушевлены? С чьей точки зрения эти мастера затрагивают вопросы жизни и какое значение они им придают?
Библия предоставляет нам сложное понимание культуры. Культура – это дар от Бога, а также религиозный долг и обязанность. Все люди созданы по образу Божьему и разделяют Божье первоначальное поручение заботиться о творении. Таким образом, культурное повеление объединяет нас в совместной общественной обязанности управлять Божьим миром.