В чем различия между Евангелием, Церковью и деноминацией.
Бог Есть, Администратор
«…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив баней водной посредством слова, чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, чтобы она была свята и непорочна»
(Еф. 5:25–27).
Для эффективного общения двух людей у них должно быть одинаковое понимание значения слов, предложений и мыслеформ. Такое «понимание значения» достигается, в основном, тремя путями.
(1) Человек, желающий передать некую информацию, может войти в мир другого человека и выразить эту информацию в понятиях, какими мыслит и с какими наиболее знаком тот человек. Это требует особых усилий от говорящего.
(2) Наоборот, лицо, получающее информацию, может войти в мир собеседника и, используя значения, принятые в мире говорящего, попытаться перевести получаемую информацию в понятную для себя форму. Это требует дополнительных усилий со стороны слушающего.
(3) Говорящий может передать информацию с помощью значений, привычных как для его мира, так и для мира слушающего. В таком случае, говорящий будет стараться использовать слова, мысли и способы изложения, которые одинаково понятны и употребимы в среде как слушающего, так и говорящего. Это требует усилий от обоих собеседников. В идеале во время общения должны использоваться все три метода.
Для восприятия сообщения от Бога к человеку особенно важен второй из этих трёх методов. Мы должны войти в мир вдохновенного автора, старательно обдумывая, как он использует слова, какие употребляет мыслеформы и каков истинный контекст каждого вдохновенного утверждения. Непозволительно указывать Богу, что Он имеет в виду, когда говорит с нами через Библию; мы должны позволить Богу Самому открывать нам смысл сказанного Им.
Такой принцип мышления подводит нас к трём важным вопросам относительно слова «церковь»: (1) Что такое церковь? (2) Как слово «церковь» употребляется в Библии? (3) Что Бог подразумевал под этим словом?
Чтобы узнать точное значение слова, иногда полезно рассмотреть его с помощью противопоставлений или сравнений. Давайте попробуем лучше понять новозаветную церковь, сравнив её с деноминациями. Отметим некоторые различия между новозаветной церковью и разными деноминациями религиозного мира.
Какое следует дать определение новозаветной церкви и какое деноминациям?
Словом «церковь» передаётся греческое слово экклесиа. Это греческое слово в своей основе имеет значение «группы призванных», «собрания». На самом деле это светское слово, которое применялось к любой группе людей, «созванных вместе». Наш Господь избрал это слово, придал ему духовный смысл и использовал для обозначения Своих последователей, которых Он призвал к Себе от греха и мира посредством евангелия (2 Фес. 2:14). С тех пор это слово стало употребляться в Новом Завете в значении «призванных последователей Христа» как собрания местного и всемирного уровней. С учётом этого значения церковь в Новом Завете можно определить как призванное тело Христа, собранное вместе Господом посредством евангелия, членами которого являются все, кто уверовал и крестился, кто был призван от мира и кто признаёт Господа главой, а Святого Духа своим водителем по Писаниям.
Слово «деноминация» происходит от глагола, означающего «давать имя», «называть». Поэтому деноминацию можно определить как класс или группу, отделённую от целого и носящую отдельное имя. Новозаветная церковь составлена из вышедших из мира, чтобы стать учениками Иисуса, а деноминация — это группа верующих в Христа, своим обозначением подчёркивающих, что они функционируют отдельно от других верующих в Христа.
Возможно, следующие четыре соображения, касающиеся деноминаций, помогут нам ясней понять, что они собой представляют.
1) Ни одна деноминация не заявляет, что все спасённые находятся в этой конкретной деноминации. Однако Новый Завет заявляет, что все спасённые находятся в церкви, которую создал Христос (Еф. 5:23; Деян. 2:47; 2 Тим. 2:10).
2) Ни одна деноминация не утверждает, что членство в ней жизненно необходимо для спасения. А Новый Завет заявляет, что нельзя спастись, не будучи в церкви, которую основал Иисус, ибо обретение спасения и вхождение в Его тело — один и тот же процесс (1 Кор. 12:13; Еф. 1:21).
3) Ни одна деноминация не утверждает, что она новозаветная церковь, но Новый Завет говорит, что есть только одна церковь, одно тело (Еф. 4:4–6; Кол. 4:16). (4) Ни одна деноминация не может искренне призывать к единству среди верующих и оставаться при этом деноминацией. Новозаветная церковь создаёт единство, призывает к единству и работает на сохранение единства (Ин. 17:21–24; 1 Кор. 1:10; 3:1–5; Еф. 4:1–6).
Скажем об этом иначе. Предположим, человек спрашивает: «Чтобы спастись, членом какой деноминации я должен стать?» Честным ответом будет — «никакой». Если тот же человек спросит: «Должен ли я стать членом новозаветной церкви, чтобы спастись?», то мы ответим: «Да». Это так, потому что Новый Завет говорит, что спасённые находятся в церкви, которую создал Иисус (Еф. 5:23).
Не вызывает никаких сомнений, что по определению новозаветная церковь отличается от деноминации. Христова церковь включает в себя всех спасённых и работает во исполнение Божьих замыслов в мире. Она функционирует как тело Христа, носит Его имя и стремится прославлять только Христа. Деноминация — это названная определённым образом группа верующих, желающих существовать самостоятельно, иметь самостоятельное обозначение и функционировать отдельно от других верующих в Христа.
Божий замысел о Церкви и человеческий — о деноминации.
Мы знаем, что новозаветная церковь была основана Христом, а не кем-то из людей. Иисус сказал Своим ученикам: «И Я говорю тебе: ты Пётр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Из этого стиха следует, что, либо новозаветная церковь была позже основана Христом и мы узнаём об этом в последующих книгах Нового Завета, либо Христос не исполнил Своего божественного обещания. Совершенно очевидно, что Христос в Мф. 16:18 сказал истину, исполнив Своё обещание в день Пятидесятницы после Его воскресения из мёртвых, когда к церкви были приложены три тысячи человек (Деян. 3:41–47).
А вот деноминации созданы людьми. Они возникли в результате желания людей выделиться в отдельные группы. Выделение в особые группы вынужденно требует для каждой из них особого обозначения и принятия особых символов веры. Однако в Новом Завете уверовавшие в Христа были просто телом Христовым. Они были Христовой церковью по делам и по названию, а в качестве единственного руководства для своей веры и наставлений использовали Библию. Таким образом, деноминации являются лишним дополнением к Божьему устройству. Это значительное различие между новозаветной церковью и деноминациями. В частности, оно указывает на божественную природу новозаветной церкви и ошибочную, раскольническую природу деноминаций.
Во время преображения Иисуса Пётр, Иаков и Иоанн видели, как Моисей и Илия разговаривали с Иисусом в сиянии славы. Пётр ответил на это видение восклицанием: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). Пётр растерялся и не знал, как реагировать на увиденное. Когда он ещё говорил, светлое облако осенило их, и голос с неба сказал: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). Никто — даже великий законодатель Моисей или великий пророк Илия — не могут стоять на одном уровне с Иисусом в плане чести и власти. Господь Иисус — единственный, Кого должны слушать и за Кем следовать все, кто стремится угодить Богу.
Религиозный мир, подобно Петру, хочет оказывать честь и признавать заслуги слишком многих людей, слишком многих организаций. Бог говорит: «Это Сын Мой возлюбленный… Его слушайте». Человеку нет необходимости строить кущу Богу! Иисус, создав Свою церковь, уже построил единственное жилище, угодное Богу.
Какой будет судьба новозаветной церкви и судьба деноминаций?
Новозаветной церкви обещано вечное существование. Иисус обещал, что «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:18). Дж. Мак-Гарви считал, что ад в устах Иисуса — это аллегория, нечто вроде города-крепости, смертельного врага церкви. Из его ворот выйдет свирепое войско, чтобы уничтожить церковь. Этот город-крепость, называемый адом, будет делать всё возможное, чтобы помешать установлению церкви, а если это не удастся, он будет постоянно стремиться расправиться с ней во время её земного существования. Иисус обещал новозаветной церкви божественную защиту от невидимых сил зла и любого другого ужаса в будущем.
Христова церковь имеет также обещание славы. Павел писал:
«…Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив баней водной посредством слова, чтобы представить её Себе славной Церковью, не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного, чтобы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25–27).
Деноминации, будучи человеческими добавлениями к Божьему устроению, выпадают из Божьих обещаний и Его содействия. У них нет ни Божьего обещания вечности, ни Божьего обещания славы. Иисус однажды, говоря о человеческих религиозных преданиях, сказал: «Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится» (Мф. 15:13).
Сравнивая новозаветную церковь с деноминациями, мы можем прийти к более ясному пониманию Христовой церкви. Его церковь — это призванные крещёные верующие всего мира, составляющие тело, в то время как деноминация — это группа верующих в Христа, которые решили по каким-то признакам отделиться от других верующих, взяв для себя новое обозначение и начав иначе функционировать. Новозаветная церковь была основана и утверждена Господом, она является божественным образованием, а деноминации — это человеческие образования и организации, существующие благодаря человеческим усилиям. Новозаветная церковь имеет Божье обещание вечности и славы, а все деноминации временны и преходящи, как сам человек.
Один верующий сказал, что обратил свою мать в новозаветное христианство. Когда его спросили, как он сделал это, он ответил: «Я дал ей Библию; она прочитала её и повиновалась ей». Если бы человек мог вычеркнуть из памяти все влияния этого религиозного мира и просто прочитать и верно понять Библию, исполнив затем всё, что в ней сказано, то он бы ничего не знал о деноминациях. Он просто был бы христианином.
В Библии ничего не сказано о деноминациях. Они возникли через много лет после написания Нового Завета. Если человек следует Библии, изучая каждый стих в контексте и исполняя повеления, которые вдохновенные авторы записали для христианской эры, он станет просто христианином, последователем Христа, членом новозаветной церкви и никем больше.
Путь, указанный Новым Заветом для верующих в Христа, — это просто быть христианами, жить и поклоняться в неразрывном единстве как тело Христово на своих местах, обозначая себя только так, как написано в Библии, и исполняя работу Иисуса ради только Его славы.