Опять начинаем все с начала!
Исследование Писания
(Книга Судей 2)
Мф. 7:21 “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Недавно одна моя знакомая рассказала о голубой сойке, которая залетела в ее гараж и не могла вылететь обратно. По-видимому, птаха очень испугалась и все больше терялась в трудной для нее ситуации. Чем настойчивее она пыталась вырваться наружу, тем больше осложняла свое положение. Большая дверь гаража была достаточно широкой для того, чтобы залететь, но оказалась недостаточно большой, чтобы позволить ей вылететь обратно! Все жалели сойку и всячески пытались ей помочь. Они опробовали все: уговаривали птичку, ловили ее и даже посыпали дорожку зерном, чтобы показать ей выход. Ничто не помогало; сойка оказалась в ловушке. Потом другие птицы залетали в гараж и, казалось, показывали своей попавшей в беду подруге, как просто вылететь. Но напрасно: гараж крепко держал бедную пичугу. Она летала от стены к стене, но только не к открытой двери. Эта голубая сойка как нельзя лучше символизирует Израиль во времена судей, а порой и христиан в наши дни.
В книге Судей говорится о “цикличности развития неверия” Израиля — о скатывании народа, потерявшего управление, в бездну. Не изгнав нечестивых хананеев с земли, израильтяне встали на путь, ведущий к духовной катастрофе (2:1-5). Имена и места в книге Судей меняются, но трагическая цикличность остается поразительно неизменной. Таков план второй главы книги Судей, вокруг которой строится все дальнейшее повествование: последовательные витки спирали, по которой Израиль скатывался вниз.
ВИТОК 1: ПРОБЛЕМА “ОТЦОВ И ДЕТЕЙ” (2:6-10)
Самой большой бедой Израиля была не непокорность, а неумение воспитать детей! В дни Иисуса Навина и вождей одного с ним поколения Израиль хранил верность Богу. Тех людей вел Бог, и они прошли с Ним через Иордан, вокруг Иерихона и вступили в землю обетованную. Они хорошо знали Бога и почитали Его, пока были живы. Однако с их смертью в обществе умерла и их вера. Мы читаем: “…И восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю» (2:10).
Началом скатывания Израиля по спирали вниз можно назвать тот факт, что они не сумели передать свою веру детям. Косвенный намек Писания позволяет понять, что они оставили невыполненной одну из величайших задач своей жизни, передачу факела веры. Бог заповедал Израилю в законе:
«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6-9).
По той или иной причине, но Израилю никак не удавалось выполнить свою миссию по отношению к своим детям.
Перед каждым поколением Божьего народа стоит наиважнейшая задача — подготовить последующие поколения к жизни с Господом. У одного моего приятеля, архитектора, часто работающего с церковными комитетами по проектированию новых церковных зданий, есть теория, смысл которой состоит в том, что лишь немногие способны строить планы на срок, выходящий за пределы их жизни. Так, пятидесятилетний человек, который думает дожить до семидесяти пяти, обычно планирует не более, чем на двадцать пять лет вперед. Семидесятилетний, который считает, что доживет только до восьмидесяти, не заглядывает дальше, чем на срок, ограниченный десятью годами. Мой приятель считает, что может многое сказать о людях в комитете по планированию, слушая, на сколько лет они заглядывают в будущее. На пять? Десять? Двадцать? Пятьдесят? А что можно сказать о комитете, который создает планы для церкви на сто лет вперед? Что выступает вперед в плане на целый век?
У меня есть любимый совет по воспитанию детей, который мне подсказал один человек, утверждающий, что, как отец, он воспитывает не детей. Это для него слишком недальновидно. Он говорит, что его задача — обучить родителей своих внуков. Вот такое видение нужно было Израилю и необходимо сегодняшней церкви!
ВИТОК 2: ДУХОВНАЯ НЕВЕРНОСТЬ (2:11-13)
Следующий виток вниз по спирали наступил тогда, когда поколение, не знавшее Бога, повернулось к богам хананеев. По всей видимости, сделать это им было не трудно. Ведь для них Бог никогда не имел большого значения; Он был для них лишь “Богом отцов» (2:12). Он никогда не был их Богом. Поклонение Ваалам и Астартам было просто путем наименьшего сопротивления. Мы почти слышим, как Израиль хнычет у алтаря Ваала: “Все так делают». Без живых взаимоотношений с живым Богом они легко поддались искушению поклонения идолам. Я знавал людей, отвергнувших Бога, которые демонстративно ушли от Него, хлопнув дверью, но большинство поступает иначе. Они плывут туда, куда дует ветер. Если ветер дует прочь от Бога, то и они скользят прочь — без какого бы то ни было осознанного решения поступать именно так.
ВИТОК 3: БОЖИЙ ГНЕВ (2:14, 15)
То, что происходит далее в цикле времени Судей, трудно понять и еще труднее оценить. Повествование гласит:
«И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они не пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно» (2:14, 15).
Возможно ли, чтобы Бог поступал так сурово и так болезненно для людей? Мог ли Бог позволить народу страдать за свою неправедность? Конечно, сегодня у нас бытует совсем иное представление о Боге. Многим Бог представляется неизменно положительно настроенным, защищающим, терпимым и абсолютно не способным на гнев.
Резким контрастом ко всепрощающему Богу является реакция группы порнографистов на сильное землетрясение 1993 г. в Лос Анжелесе, когда семьдесят крупных порностудий и дистрибьюторских фирм в этом районе понесли серьезный ущерб. Было уничтожено несколько отснятых пленок, а основное оборудование приведено в негодность. Как люди, занятые в порноиндустрии, расценили эти события? По крайней мере, некоторые были убеждены, что это Божье наказание за их греховность. Один агент по найму актеров для порнографических съемок сказал: “Нашим клиентам определенно не хватает мотивации. Землетрясение поселило в них страх перед Богом. Я вам говорю, этого было достаточно, чтобы у них начался приступ религиозности”.
А что вы скажете о СПИДе? Вот один из вопросов, который за последние несколько лет люди часто задают в церкви и вне ее: не является ли СПИД Божьим наказанием за грехи людей? Одно время я не задумываясь отвечал: «Нет! Бог такого не сделает». Теперь же я не так опрометчив в своем ответе.
Писания предупреждают нас против однозначного понимания, что между грехом и страданием существует жесткая причинно-следственная связь. Если бы всех людей, виновных в сексуальных грехах, Бог поражал смертью, то похоронный бизнес был бы намного оживленней, чем теперь! Друзья Иова, силясь понять причину его страданий, ошибочно предположили, что он, наверное, сильно согрешил, раз так сильно страдает. Потом Бог упрекнул этих «друзей” за то, что они связали страдания Иова с его грехом. Иисус тоже ясно высказался о том, что не грехом объясняется трагедия резни в Галилее и обрушения Силоамской башни (Лк. 13:3). Однако мы можем зайти слишком далеко в другом направлении, если сделаем вывод, что Божий гнев не имеет ничего общего с разрушениями в Калифорнии или буйством СПИДа. Еще раньше Израилю было дано предупреждение:
«Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой. Ибо Господь, Бог твой, есть огонь поддающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:23, 24).
Гнев был явно присущ Иисусу и остается частью Божьей сущности в наши дни. Хоть в обществе, может быть, и не принято говорить о каких-либо других сторонах Божьей сущности, кроме совершенного милосердия, Его гнев нельзя сбрасывать со счетов.
ВИТОК 4: КРИК ОТЧАЯНИЯ (2:15, 18)
Многие из нас не посмотрят вверх до тех пор, пока не окажутся прижатыми лопатками к земле! Это очень характерно для нас, и это было не менее характерно для Израиля. Когда Бог отдавал их врагам, людям становилось “весьма тесно», и “стон их” доходил до Господа. Но пока жизнь была сносной, пока дела шли хорошо, пока они были самодостаточны, они забывали Бога. И лишь тогда, когда у них не было другого выбора, они начинали петь свой вариант гимна “Куда мне идти, как не к Господу?»
В детстве я часто слышал о том, как церкви собирались на особые моления, когда разражались мировые войны, когда сообщалось о дне «Д” (начала операций) и когда подписывались мирные договоры. Я сам никогда не испытывал ничего подобного, пока несколько лет назад не началась война в Персидском заливе. Перед началом наземных боевых действий, которых так долго ждали и боялись, церкви по всей стране стали созываться на особые молитвенные собрания. В преддверии возможности больших потерь люди решили, что ничего больше не остается, как только молиться. Когда же жизнь вошла в прежнее русло, мы прекратили подобные молитвенные собрания. Беда обращает нас к Богу. Мы можем покачивать головами в знак осуждения того, что вновь и вновь делал Израиль в дни судей, но и теперь, через тысячи лет, мы сами поступаем ничуть не лучше.
ВИТОК 5: БОГ ИЗБАВЛЯЕТ (2:16)
Следующая часть в изложении автора короткая и радостная: “И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их” (2:16). Пожалуй, самым поразительным аспектом всего цикла является то, что Бог продолжал избавлять Израиль. Он не отказался от них. Бог ставил над ними судей. Одни судьи были, в первую очередь, военачальниками во время кризисов, а другие, большей частью, правили ими в мирные дни. Наличие судей в Израиле было напоминанием о верности Бога. Эта упрямая любовь будет провозглашена в проповедях Иисуса и особенно ярко продемонстрирована на кресте. Хотя Божьи чада часто причиняют Ему боль и почти всегда забывают, когда им ничто не угрожает, Он слышит их мольбу и избавляет их, когда они взывают к Нему. Это, несомненно, самое поразительное в спирали падения Божьего народа во времена судей.
ВИТОК 6: ПОКОЙ НА ЗЕМЛЕ
Хоть об этом и не упоминается в заключительных словах данного раздела, книга Судей неизменно говорит о покое на земле после Божьего избавления народа с помощью судей.
«…И покоилась земля сорок лет» (3:11).
«…И покоилась земля восемьдесят лет…» (3:30).
«…И покоилась земля сорок лет» (5:31).
«…И покоилась земля сорок лет во дни Гедеона» (8:28).
ВИТОК 7: СНОВА ЗА СВОЕ! (2:17-19)
Как ни печально, но цикл заканчивается (и начинается снова) словами о том, что израильтяне “ходили блудно вслед других богов и поклонялись им” (2:17). Мы неодобрительно покачиваем головами и ворчим: “Когда же они научатся?” И правда, когда же мы научимся?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть ли какая-нибудь надежда? Можем ли мы остановить это скольжение по спирали? Полагаю, что да, и думаю, что ответ находится в этом старом-престаром слове “завет”.
Понятие “завет» как бы окаймляет главу 2. В ее начале Божий вестник провозгласил:
«Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — дать вам, и сказал Я: “не нарушу завета Моего с вами вовек. И вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте»…» (2:1, 2).
В Библии слово “завет» имеет огромное значение. Бог заключил завет с Израилем и всегда был верен этому завету. Израиль же проявлял неверность и непостоянство и всегда волочился за другими любовниками (богами). В Новом Завете (новом соглашении) Иисус сказал Своим ученикам за Последней вечерей, что чаша вина, которую Он держит, символизирует “кровь … завета» (Мф. 26:28)! Одного этого достаточно, чтобы убедиться, что завет — дело серьезное. Завет — это обязательство, соглашение, обещание. Мы слышим это слово на бракосочетаниях, когда двое торжественно говорят: “Перед Богом и свидетелями я обещаю быть верным и любящим мужем (женой) в добрую и лихую годину, в богатстве и в бедности, в болезни и здоровье, и быть вместе, пока смерть не разлучит нас”.
Израиль дал такое обязательство Богу на горе Синай, но не сдержал своего слова. Даже при всех возможностях вернуться к Богу, которые Он посылал израильтянам в дни судей, они так и не обратились к Нему. Оказавшись в беде, они взывали о помощи, но их отчаянные крики нельзя путать с искренним покаянием. Взгляните еще раз на витки нисходящей спирали в книге Судей. Нигде нет даже намека на их возвращение к Богу и возобновление завета. Они молили об избавлении, но по-настоящему к Богу не возвращались; они несли Ему свою боль, но никогда не отдавали своих сердец. По этой причине падение продолжалось, и цикл возобновлялся. Каждому нужна Божья помощь, но не многие хотят взаимоотношений, основанных на договоре, который требует верности и исключительной преданности. Иисус отметил эту разницу, когда учил:
Мф. 7:21 “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
В главе 2 также отмечается, что всякий раз, когда израильтяне нарушали договор с Богом, они уже больше не возвращались на то место, где были перед последним ослушанием. “Они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам” (2:19). Жить для Бога — это как ехать на велосипеде: невозможно продолжительное время устоять на одном месте. Начиная с 1986 г. я работаю с церквами, расположенными неподалеку от университетских городков, и моя работа предполагает занятия с юношами и девушками в критические периоды их жизни. Каждый год я делюсь с начинающими студентами своим убеждением, что они выйдут из стен университета (через четыре, пять или десять лет!), став либо намного лучше, либо намного хуже. Они будут либо намного сильнее в Господе, либо намного слабее. Люди не могут не меняться, как поняли израильтяне, о которых написано в книге Судей.
Глава 2, в которой приводится цикл, затем все время повторяющийся в книге Судей, завершается также словами о завете:
«И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, когда умирал» (2:20, 21).
Верность нашему завету с Богом по-прежнему очень важна для живых, процветающих отношений с Ним. Без этого мы становимся похожими на Израиль во времена судей или ту растерявшуюся голубую сойку, которая не могла выбраться из гаража: чем больше усилий мы прилагаем к тому, чтобы обрести свободу, тем больше запутываемся.
Знай та пичужка, что люди от всей души хотели помочь ей, она бы успокоилась, отдалась им в руки и испытала радость освобождения из своего плена. Молюсь, чтобы у всех нас было больше здравого смысла, чем у той голубой сойки!