Христианство и Библия
Совершайте ваше спасение (Филиппийцам 2:12-18)
«Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Флп. 2:12-18)
Говоря «вы всегда были послушны», Павел щедро одаривает филиппийцев похвалами. Эта похвала готовит путь для призыва продолжать выполнять волю Божию. Контекст делает ясным факт, что самоуничижительные чувствования выражаются в повиновении (2:5-8). По-видимому, апостол говорит: «Но гораздо более во время моего отсутствия продолжайте повиноваться, когда совершаете своё спасение».
«Совершать спасение» не значит «совершать дела для вашего спасения». Мы получаем оправдание не путем заслуг, но через повинующуюся веру. Говоря «совершайте», Павел не имеет в виду, что мы в каком-то смысле заслуживаем наше спасение или достойны его. Мы получаем очищение посредством креста. Наше прощение основывается на принципе божественной благодати. Мы оправданы, благодаря незаслуженной Божьей милости, посланной через Христа и Его жертву.
Тем не менее, тогда как благодать является основным принципом человеческого искупления, жизненно важно, чтобы человек откликнулся на призыв Бога. Именно с этой мыслью Петр призывал в день Пятидесятницы: «Спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2:40). Спасение дается «благодатью по вере» (Еф. 2:8 и сс). Слова «по вере» связаны с необходимым человеческим откликом на божественную благодать. Человек спасается благодатью, однако, не только благодатью. В данном случае слова Павла «совершайте спасение» фактически являются эквивалентом слов «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Мы спасены Божией благодатью при условии нашей действующей повинующейся веры.
То, что Павел увещевает христиан «совершать своё спасение», делает очевидным, что воля человека, которая была свободна до его обращения, остается свободной и после него. Именно по этой причине вероотступничество продолжает оставаться реальностью даже для детей Божьих.
Филиппийцы должны совершать своё спасение «со страхом и трепетом». О страхе, который акцентируется здесь Павлом, также говорят другие авторы Нового Завета: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28).
«И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1 Пет. 1:17). Между этими увещеваниями и утверждением Иоанна «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18) нет противоречия. Слово «страх» используется в Писании в различных смыслах. Страх может означать «ужас, боязнь» или «трепет, благоговение, уважение». Совершенная любовь изгоняет первое, но не последнее.
Павел радуется тому, что «Бог …производит в вас и хотение и действие по своему благоволению» (2:13). Для Павла христианство – это встреча человека с Богом, Который пребывает в нем. Бог действует в человеческой личности. Это божественное действие не отменяет волю человека. Это действие зависит от того, что христианин совершает своё спасение с «сознательной осторожностью и недоверием к самому себе». Даже при этом, сила дается Богом. «Безмерное величие могущества Его в нас, верующих…» отличает христианство от всякой чисто законнической системы – будь то иудаизма в Ветхом Завете или современных систем, которые не оставляют места для божественной деятельности или благодати (Еф. 1:19; 3:20, 21).
В греческом тексте в повелении «Всё делайте без ропота и сомнения» Павел использует стилистический прием звукоподражания, т.е. использование слов, фонетический состав которых напоминает называемые в этих словах предметы и явления. Греческое слово, переведенное как «ропот», напоминает ворчание. Один комментатор указывает на очевидную связь между этим стихом (2:14) и отрывком об уничижении (2:5-8).
Корни этого отрывка лежат в словах «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие [были] и во Христе Иисусе» (2:5). Такое описание Христа показывает, что значит иметь чувствования Христа. Язык, будучи неограниченным, запрещает жаловаться на что бы то ни было. Вместо вопросов о тайнах и противоречиях жизни и о Божием провидении, святые с чувствованиями Христа молятся так, как Он молился в Гефсиманском саду. «Не Моя воля, но Твоя». Всякий ропот – это измена против чувствований Христа.
Еще один комментатор говорит об «отвратительной привычке совершать дела, ворча и споря, что делает хороших людей в высшей степени непривлекательной». Как светила в темном и мертвом мире, христиане должны быть безукоризненными и чистыми. Таким образом, они «светят как свет» или светила (Мф. 5:13-16). Слово «светила», использованное Павлом, может описывать небесные тела – солнце, луну и звезды с их непревзойденной яркостью и красотой. Такая привлекательность видна в тех, кто обладают чувствованиями Христа. Они неосознанно отражают сияние Того, кто сказал: «Я свет мира» (Ин. 8:12).
«День Христов» (ср. 1:6, 10) в стихе 16 – это, разумеется, эсхатологический термин (эсхатология – от греч. эсхатос – самый последний и логос – учение – это «учение о конечных днях человечества и всего мира»). Если филиппийцы останутся верными носителями света, Павел будет хвалиться этим в день возвращения Христа. Если соединить мысли в стихах 15 и 16, станет очевидным, что своими жизнями и устами они должны рассказывать о Христе. (Необходимо то и другое. Хорошая жизнь не может быть заменой закрытому на замок рту.) Распространяя свет и «содержа слово жизни», они покажут, что труд Павла не был тщетным.
В Послании к Филиппийцам 2:17 Павел вновь говорит о риске возможной смерти (ср. 1:19-26). Для описания смерти здесь используется выразительный образ. Павел на самом деле говорит: «Я радуюсь, если изливаюсь, как возлияние на жертву и служение вашей веры». Позднее, во 2 Послании к Тимофею 4:6, апостол использует такой же образ: «ибо я уже становлюсь жертвою» (буквально «я уже изливаюсь, как возлияние»). Своим филиппийским друзьям Павел говорит, что в каком-то смысле его смерть (если она случится в это время) дополнит «жертву и служение» их веры, чтобы составить одно величественное приношение Отцу. Он хочет, чтобы они поняли, что его смерть – это акт поклонения. Такая мысль не является необычной для Павла. Жизнь христианина – это акт поклонения, ежедневное посвящение, в котором он представляет своё тело как жертву в служении своему Царю (Рим. 12:1, 2). Для Павла смерть этого тела составляет акт поклонения. Таким образом, Павел описывает свой возможный отход как возлияние (венчающее прикосновение к «жертве и служению» их веры). Обратите внимание на единство во Христе: Павел, находясь в Риме, и филиппийцы составят одну жертву».
Этот отрывок завершается словами: «О сём самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Как замечательно неустрашимое и радующееся сердце Павла! Когда он говорит о смерти (1:19-26; 2:17, 18), его слова звучат определенно и уверенно. Его восторженный дух радуется, что если он отойдет, то будет с Христом. Для Павла это намного лучше.