Разрушительная природа древнего и современного фейка. Укрощаем свой язык.
Христианство и Библия
(Послание Иакова 3:1-12; 4:11-12; 5:12)
Некоторые люди носят с собой орудия жизни и смерти, и это для их профессии обычное дело. Например, полицейские носят заряженное оружие, а врачи имеют сильнодействующие лекарства. Люди с такого рода властью над другими должны испытывать острое чувство ответственности. Конечно, такие мощные орудия никогда не должны попасть в руках глупого, незрелого, или безответственного человека.
Каждый из нас тоже носит мощный инструмент и распоряжается им каждый день — это наш язык. Разумный и добрый язык может воодушевлять слабых и увещевать сбившихся с пути. Он может дать жизнь. Глупый и злобный язык может погубить личность и репутацию. Он может убить. Ощущаем ли мы такое же острое чувство ответственности за использование своего языка, как полицейский за использование своего пистолета или врач за использование своего сильнодействующего лекарства?
Библия учит: «Смерть и жизнь — во власти языка» (Прит. 18:21).
Язык способен на великое благо. «Кроткий язык — древо жизни… и как хорошо слово вовремя!» (Прит. 15:4, 23). Он также способен на большое зло. Поэтому Давид решил: «Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною» (Пс. 38:2).
Нет мудрее совета о языке и его правильном использовании, чем богодухновенный совет, который дает в своем послании Иаков.
Опасность от необузданного языка
Третья глава Послания Иакова начинается с конкретного предупреждения христианским учителям и тем, кто стремится к такой работе. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1). Это заявление не было предназначено для того, чтобы расхолодить учителей или заставить христиан упускать свои возможности учить. Скорее, это было сказано, чтобы призвать учителей делать свою работу из чистых побуждений и тщательно обуздывать свой язык.
Роль учителя в ранней церкви была необходима и весьма уважаема. Таким образом, некоторые поддались искушению стать учителями из любви к превосходству среди своих братьев. Кроме того, существовал потенциальный вред, который учитель мог нанести своим языком при осуществлении своих обязанностей. С одной стороны, он мог заставить людей быть осужденными, уча их ложным вещам (см. 2 Фес. 2:10-12). С другой стороны, он мог соблазниться и завоевать личную преданность себе лестью, хитростью (см. Рим.16:18). Опять же, он мог быть виновным в отвлечении людей от Христа, проявляя в своем учении чисто житейскую мудрость (ср. 1 Кор. 2:1).
Из-за подобных опасностей учителю надо быть очень осторожным в своих мотивах и манере поведения. Учителей будут судить более строго, чем других христиан — как люди в этой жизни, так и Бог на последнем суде.
Отойдя от этого конкретного предупреждения учителям, в стихах 2-5 автор дает более общее предупреждение всем христианам о необходимости контролировать свой язык. «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» (Иак. 3:2-5)
Не упустите заключенную в этом отрывке смелость утверждения. Он говорит, что человек, который может контролировать свой язык — самую непокорную часть своего тела — может контролировать все свое существо.
Способность языка контролировать всю жизнь человека и его судьбу в вечности, видна в сравнении его с удилами во рту лошади и рулем корабля. Язык на самом деле настолько силен. Так что, если вы хотите, чтобы ваша жизнь была в порядке, вы должны держать под контролем свой язык. Вы должны подчинить его, вместе с любыми другими частями вашего существа, воле Божией (ср. Рим. 6:12-13).
Автор особенно подчеркивает абсолютную необходимость контролировать свой язык, когда он видит опасность и вред от необузданного языка. Такой необузданный язык – это «огонь». «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:5-6). Кроме того, язык – это «неудержимое зло» и «исполнен смертоносного яда». «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:7-8).
Ничто так несовместимо с истинным благочестием, как язык христианина, которым он будет воспевать хвалу Богу в воскресенье и проклинать своего соседа или коллегу в другие дни недели. Это абсурд. Но все равно такое слишком часто случается. «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:9-12).
Злословить других людей
В этом послании Иаков обсуждает один из конкретных грехов необузданного языка — это несправедливое и злобное осуждение кого-то другого. «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:11-12)
Этот отрывок никак нельзя неверно понимать и неверно использовать. В нем не запрещается всякого рода суждение. Например, в нем не запрещается выступление против лжеучителя, поскольку это заповедано нам в 1 Послании Иоанна 4:1. Он не запрещает общине осуждать грех в своей среде и предпринимать меры против тех, кто участвует в грехе, так как 1 Кор. 5:3, 12 ясно учат, что община должна это делать. Правильное истолкование этого вопроса о суждении дано Иисусом в следующих словах: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). Христианин должен судить, что есть добро и зло, на основании Слова Божьего. Но он не должен судить своих собратьев из ненависти, гордыни, или каких-либо других ложных мотивов.
Вот какие полезные замечания высказывает по этому отрывку один из комментаторов: Греческое слово, переведенное здесь как «злословить кого-либо», буквально означает «опорочить», «унизить». Это означает: говорить о других людях так, чтобы принизить их в оценке других людей, говорить о них в их отсутствие, когда они не имеют возможности защитить себя или исправить ложные заявления. Именно поэтому в старых переводах это слово часто было переведено как «клевета», что подразумевает причинение человеку пагубного вреда за его спиной.
Конечно, неправильно говорить ложь о другом человеке или возводить на него заведомо ложное обвинение. Ложь от дьявола (Ин. 8:44), и «лживый язык» является одной из вещей, которые Бог ненавидит (см. Прит. 6:16-19). Кроме этого, бесцельно рассказывать даже о реальной вине в жизни другого человека — это тоже грех. Не достаточно сказать: «Но я знаю, что это правда об Иване Д. и что именно это он сделал». Рассказывать о реальной вине другого человека является неоправданным, если это не для его же блага или для защиты какой-либо невиновной стороны. Любое другое основание для такого «откровения» превратило бы его в простую сплетню или клевету. Вот «Четыре способа проверки», которые христианам неплохо бы было применять к тому, что они говорят: (1) Является ли это правдой? (2) Справедливо ли это в отношении всех заинтересованных сторон? (3) Приведет ли это к укреплению дружбы? (4) Будет ли это полезно для всех заинтересованных сторон?
Так легко иметь острый глаз на недостатки других, будучи слепым к собственным недостаткам! «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» — спросил Господь (Мф. 7:3). Когда кого-то хвалят в разговоре, почти всегда найдется злонамеренный человек, кто не сможет устоять перед соблазном «уравновесить весы», добавив отрицательный комментарий. Такой дух неприятен в любом человеке. Любой незрелый человек может погубить церковь, семью или другого человека. Только зрелый христианин может воодушевлять других, правильно используя свой язык.
Следует ли нам постоянно судить, критиковать и находить недостатки в жизни хороших людей, которые искренне стараются исполнять волю Господа и которые хотели бы быть нашими друзьями? Разве не должны мы попытаться преодолеть дух критики по отношению к другим, ища способы похвалить и воодушевить их?
Как отметил Иаков, только Бог имеет право быть «законодателем и судьей». Мы должны уважать суды Божии и устоять перед соблазном высказывать наши собственные своенравные суждения. В противном случае мы будем ужасно грешить своим языком.