Связь между духовным и нравственным в человеке очевидна.
Исследование Писания.
Книга Судей (ч.1)
Наш современный мир наполнен чувством тревоги. Пусть мы не можем указать ни на что конкретное, многие на нашей планете испытывают такое ощущение, что мир разваливается на куски. На Гаити и в Албании царит анархия, во многих странах СНГ катастрофически растет преступность, а карту Африки надо переделывать каждые несколько месяцев, если мы хотим отразить на ней результаты всех последних военных переворотов и гражданских войн. И хотя сегодня можно услышать и хорошие новости, в любой стране вам скажут, что с нашим миром происходит что-то неладное.
Уильям Беннет, с 1985 по 1988 год работавший госсекретарем Соединенных Штатов по вопросам образования, написал статью в Уолл Стрит Джорнал, где попытался ответить на вопрос: «Деградирует ли наше общество?” Собрав данные по различным тенденциям, Беннет составил “Индекс главных показателей состояния общества». То, что эти статистические данные указали на упадок, не удивительно. Шокирует то, пишет Беннет, “как резко деградировала американская жизнь за последние тридцать лет несмотря на огромные усилия правительства, направленные на ее улучшение». Итог, который он подводит своим исследованиям, был неоднократно опубликован в различных изданиях. Эти несколько скупых строк произвели на всех эффект разорвавшейся бомбы:
«[С 1960 г.] число преступлений против личности увеличилось на 560%; количество рожденных вне брака — на 419%; вчетверо больше стало разводов; втрое вырос процент детей, проживающих в неполных семьях; на 200% возрос уровень самоубийств среди подростков…»
Исследование Беннета согласуется со словами Джона Апдайка: “Тот факт, что по сравнению с населением [некоторых других стран] мы все еще живем хорошо, не смягчает боли от ощущения того, что из нашей жизни ушло благородство». Мы живем в тревожное время, и у нас вполне достаточно причин для глубокой озабоченности по поводу будущего нашего мира.
Когда служба Джеймса Добсона “В центре внимания семья” открывала свои новые филиалы в Колорадо Спрингс, на торжественном богослужении, посвященном этому событию, пригласили выступить Чака Колсона. Колсон, некогда осужденный участник Уотергейтского заговора, основавший впоследствии Тюремное братство, а ныне публично выступающий в защиту нравственности и духовности, начал свою речь с перечисления некоторых из самых нашумевших преступлений за последние годы. Далее он сказал: «Преступность в Америке приобретает новое лицо. Это преступность без мотивов и без каких-либо угрызений. Раньше у преступления был мотив — жадность, корыстолюбие, гнев или страсть. Теперь это спорт, развлечение. Сегодня в Америке мы наблюдаем самое ужасное, что может произойти с обществом — полную утрату совести».
Преступность, однако, не единственный показатель того, что с нашей страной происходит что-то страшное. Мы наблюдаем также утрату единодушия в вопросе нравственности. Популярная философия: «Хорошо все то, что хорошо для тебя” начинает собирать свою страшную дань с общества. Колсон продолжал: «Историк Уилл Дюран сказал, что еще ни одно цивилизованное общество в истории человечества не смогло долго просуществовать, если оно не обладало крепким моральным кодексом. И также, добавил он, не было еще такого морального кодекса, который не был бы основан на религиозных принципах».
Но самое страшное Колсон сказал о будущем: «Когда страх охватит все общество, явится некто на белом коне и скажет: «Я наведу порядок». Именно так произошло с немцами в 1930-е годы, когда Гитлер оказался самой популярной фигурой. Он сказал: «Я наведу порядок в стране». Еще пять лет хаоса в Америке, и в этой стране тоже найдется кто-то на белом коне, кто предложит навести порядок. Если такое случится, результатом будет тирания».
Все это крайне тревожно, но отнюдь не ново. В Писаниях есть книга, где подробно описывается иное время и иное общество, в котором царил хаос. Рушились устои того общества, и самые невообразимые преступления становились обыденностью. Как это происходит в некоторых современных государствах, никакие силы не были в состоянии противостоять безудержному падению общества. Рассказ о том другом времени и другом месте, в котором мы находим так много общего с собой, содержит ветхозаветная книга Судей Израилевых.
Книга Судей представляет собой весьма печальное повествование. И хотя вы можете связывать ее с такими “героями”, как Гедеон и Самсон, в этих “темных веках” израильской истории мало найдется событий, которые бы восхитили нас. Ведь это рассказ о несостоятельности. То, что началось как великая мечта о теократии (Божьем управлении народом), так и не осуществилось. Бог, выведший израильтян из Египта, призвал их стать особым народом — таким, какого мир никогда прежде не видел.
Когда Моисей поднялся к Богу на гору Синай, Бог обратился к нему с такими словами: «Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх. 19:3-6).
Эта чудесная мечта, однако, разбилась о моральный, духовный и общественный беспорядок в годы, последовавшие за смертью Иисуса Навина. Это трагическое падение нравов позволило писателю Джону Хэмлину назвать книгу Судей хроникой “цикличности развития неверия в Земле обетованной”. Израиль стал настолько предсказуем, что книгу Судей можно схематически представить в виде вот такого безрадостного цикла:
1. Израиль забыл Бога и стал делать злое.
2. Бог предал Израиль в руки поработителя.
3. Израиль возопил к Богу.
4. Бог воздвиг им избавителя.
5. Враг был повержен.
6. На земле установился покой.
7. Израиль забыл Бога и стал делать злое. Цикл закончился, и начался новый.
Израиль, как алкоголики и наркоманы в наши дни, с каждым новым срывом опускался все ниже и ниже. К концу книги Судей четырежды звучит скорбный рефрен:
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (17:6).
«В те дни не было царя у Израиля» (18:1).
«В те дни, когда не было царя у Израиля…» (19:1).
«В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (21:25).
На земле не стало порядка. Люди не признавали закон и забыли Бога. От праведности не осталось и следа, общественный порядок уступил место анархии, и насилие стало образом жизни. Этого было достаточно, чтобы Израиль попал в руки колсоновского “кого-то на белом коне». Наконец, когда народ потребовал, чтобы Самуил помазал им кого-нибудь на царство, Бог велел ему возвестить Израилю последнее предупреждение:
«Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмет, и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его; и поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали ему воинское оружие и колесничный прибор его. И дочерей ваших возьмет, чтоб они составляли масти, варили кушанье и пекли хлебы. И поля ваши и виноградные и масличные сады ваши лучшие возьмет и отдаст слугам своим. И от посевов ваших и из виноградных садов ваших возьмет десятую часть, и отдаст евнухам своим и слугам своим. И рабов ваших, и рабынь ваших, и юношей ваших лучших, и ослов ваших возьмет, и употребит на свои дела. От мелкого скота вашего возьмет десятую часть; и сами вы будете ему рабами. И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. 8:11-18).
Как бы зловеще ни звучали слова Самуила, царь был лучше сумасшествия, охватившего Израиль. Таким образом, в историческом плане книга Судей служит как бы мостиком между завоеваниями Иисуса Навина и началом монархии в Израиле. Она отвечает на вопрос, почему, если царь был настолько нежелателен, Израиль все же получил его.
Книга Судей не только повествует о цикличности непослушания и объясняет, почему Израиль докатился до монархии; она затрагивает самые жизненно важные вопросы, которые стоят перед нами сегодня. Она призывает нас пересмотреть наше почти полное слияние с нынешней культурой. Она обличает наше обыкновение забывать Бога, когда на земле покой, и делаться “религиозными” только тогда, когда приходит беда. Она живописует беды и печали, к которым приводит грех, и напоминает нам вновь и вновь о том, что Божья благодать и милость неисчерпаемы. Обычаи, имена и народы — все это изменилось, но ядро проблемы во многом осталось тем же. Пожалуй, ни одна другая книга Писаний не говорит так убедительно о конкретных требованиях к тому, как должен жить Божий народ во все более враждебном и неуправляемом обществе. Многому можно научиться на опыте Израиля. Лучше всех это выразил Павел s Рим.15:4: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”.
Как видим, эта книга не для тех, кто, ломая себе в отчаянии руки, хочет лишь порассуждать об упадке древнего Израиля или современного мира. В первую очередь, говоря словами Павла, она предназначена для “наставления”, “терпения”, «утешения” и “надежды”. Плохо, что общество скатывается по спирали вниз. Но хорошо, что мы с вами можем оставаться верными Богу, смелыми в нашей вере и уверенными в нашем будущем, даже если наши сограждане катятся по спирали вниз. Нам не нужно идти туда, куда идет наше общество. Иными словами, мы можем взбираться вверх даже по спирали, влекущей вниз!
Присоединяйтесь к нашему изучению книги Судей. Путешествие будет не из легких. Вас будет что-то шокировать, что-то оскорблять и даже вызывать отвращение, а что-то вас обличит. Вы познакомитесь с людьми, которые в один момент вызовут в вашем сердце сострадание, а в следующий будут вам омерзительны. Вы запомните эти истории на всю жизнь, хотя некоторые из них вы предпочли бы навсегда забыть. В каждом уроке серии мы будем приобретать новый навык выживания подобно тому, как в этом уроке мы увидели, как важно учиться на ошибках прошлого. Это исследование поможет нам лучше подготовиться к тому, чтобы жить, как подобает людям веры среди хаоса нашего времени.
Итак, вперед!