Чему учит самоизоляция россиян и какой будет страна после коронавируса? Часть 1.
Общий взгляд
Режим самоизоляции из-за коронавируса начал действовать в Москве и почти во всех регионах России в конце марта. И когда он закончится — никто не знает. Чиновники лишь говорят о возможной его отмене, но конкретных сроков не называют. Из-за вынужденного сидения дома россияне стали больше времени проводить с семьей, больше спать и больше есть. Кому-то это нравится, кому-то все еще сложно привыкнуть к новой реальности. Как существовать в режиме самоизоляции? Что изменится в отношениях людей после пандемии? И смогут ли они вернуться к прежней жизни? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила психолог и директор Московской службы психологической помощи Нина Петроченко.
Нина Петроченко: Более осознанно будут подходить друг к другу. Та осознанность и отзывчивость, которую мы наблюдаем, конечно, скорее всего, не у всех сохранится после пандемии. Психика так устроена: кто-то выдохнет и вернется к своим привычкам. Но мы не знаем, когда закончится пандемия и когда человечество сможет побороть коронавирус. Важно не пережидать, а продолжать жить.
К чему готовиться после снятия режима самоизоляции?
Жизнь постепенно вернется в свое русло, но руки мы теперь будем мыть тщательнее. Столики в некоторых кафе тоже, скорее всего, будут уже не по французскому варианту расставлены — их немного раздвинут. Больше будет салфеток и всяких дезинфицирующих средств, напоминающих о мерах предосторожности.
Но все-таки — и влюбляться будут продолжать, и разводиться будут продолжать, и детей будут недопонимать… Все будет как обычно в человеческой жизни.
Мы не знаем, сколько еще потребуется недель или месяцев для окончательной победы человечества над коронавирусом. Но то, какими провести это время — недовольными и обиженными или счастливыми и с хорошим настроением — зависит только от нас.
Наблюдаются какие-то изменения в общем психическом состоянии людей спустя месяцы?
Ситуация шока прошла, как и ситуация полного безразличия. На первых порах многие говорили: «Нас это не коснется, это где-то в другом месте». А сейчас люди стали более осознанно принимать решения. Радует то, что стали доверять советам специалистов и перестали круглые сутки проверять новости, как зависимые.
Да, люди тревожатся, есть разные опасения, страхи, но паники нет. Все понимают, что шашлыки не надо устраивать. Социальное доверие повысилось: люди начали слушать и слышать, что говорят власти. Все понимают, что это не чья-то прихоть, а попытка предотвратить вспышку инфекции.
Кроме того, москвичи стали более отзывчивыми. Многие готовы соседям своим помогать, хотя раньше и не знали, с кем живут в одном доме. Люди стали понимать, что позвонить своей пожилой соседке и узнать, как у нее дела, не составляет труда.
Как сейчас работают телефоны доверия? С какими проблемами и страхами звонят люди?
Звонков стало заметно больше. И звонков с тревожными состояниями, и с депрессиями, с опасениями за состояние здоровья, и с неопределенностью, и со страхами потери работы. Задача психолога — не давать советы, а найти ресурсные точки самого человека, которые ему помогли бы побороть эти состояния. Психолог должен найти, что для конкретного человека станет точкой силы, на которую он сможет опереться и справиться.
Почему людям сложно долгое время находиться в самоизоляции?
До пандемии жизнь большинства людей была более структурирована, а теперь ее надо выстраивать заново: менять режим дня, заниматься распределением каких-то обязанностей, о которых они раньше не думали, заниматься решением задач, которые делались автоматически. Теперь мы несем ответственность за какие-то вещи, которые раньше казались незыблемыми, обыденными. На этой почве конфликты могут принимать новые формы. Это могут быть и обиды, и перекладывание ответственности, усталость… Все что угодно. Членам семьи приходится приспосабливаться к новым условиям существования, а это может вызывать стрессовое состояние, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Но если мы зададим людям вопрос: где лучше — дома или в реанимации? — как вы думаете, какой ответ мы получим?
Конечно, дома.
Поэтому надо потерпеть и выстроить свою жизнь так, чтобы она протекала вот в таком режиме, поставить перед собой задачу — находиться на самоизоляции. И искать пути решения этой задачи.
А какие советы можно дать людям, которые живут одни и чувствуют себя одинокими и без режима самоизоляции, а сейчас особенно? Это могут быть не только пожилые, но и молодые люди.
Сейчас у таких людей появилось много времени, чтобы посвятить себя изучению того, что всегда было интересно, но на что никогда не хватало времени. Есть масса онлайн-курсов. Никто не знает, когда отменят режим самоизоляции, поэтому использовать это время надо с максимальным коэффициентом полезного действия. Чтобы потом, когда снова начнутся пробки и бешеный ритм, не пожалеть, что не начал изучать новый иностранный язык, например.
Может ли волонтерство, например, помочь человеку отвлечься и почувствовать себя живым в период самоизоляции? Какие чувства и ощущения это дает?
Это рабочая идея. Волонтерство позволяет человеку избежать состояния, когда его посадили в четыре стены, где он вынужден сидеть. Через волонтерство каждый может приносить пользу, что-то контролировать и чем-то заниматься помимо сидения дома. У некоторых людей есть острая потребность чувствовать себя нужными. Хорошо, когда такая потребность возникает. Становясь волонтером, человек расходует энергию, за что-то отвечает. Помогающий человек возвращает себя из состояния беспомощности в ситуацию, когда он может что-то изменить. Бескорыстно помогая, волонтер инвестирует свои усилия в создание благоприятной для всех социальной среды, косвенный выигрыш от чего в итоге в равной степени получит как он сам, так и все другие участники.
А если хочется быть полезным, но страшно?
Тут главное не впадать в панику. Все надо делать осознанно. Тот страх, который мы испытываем… Мало того, что мы имеем на него право — мы должны опасаться и принимать защитные меры. Мы моем руки чаще и делаем это для себя, а не потому, что нам кто-то сказал. Мы понимаем, что так мы боремся с инфекцией и ставим заслоны. Мы должны соблюдать самоизоляцию — и приносим тем самым пользу. Мы делаем это для себя: не выходим лишний раз из дома, соблюдаем социальную дистанцию.
Беседовала Ольга Галковская