Социальное доверие повысилось: люди стали более отзывчивыми, начали слушать и слышать,
Режим самоизоляции из-за коронавируса начал действовать в Москве и почти во всех регионах России в конце марта. И когда он закончится — никто не знает. Чиновники лишь говорят о возможной его отмене, но конкретных сроков не называют. Из-за вынужденного сидения дома россияне стали больше времени проводить с семьей, больше спать и больше есть. Кому-то это нравится, кому-то все еще сложно привыкнуть к новой реальности. Как существовать в режиме самоизоляции? Что изменится в отношениях людей после пандемии? И смогут ли они вернуться к прежней жизни? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила психолог и директор Московской службы психологической помощи Нина Петроченко.
Некоторые специалисты говорят, что изоляция грозит нам ожирением. Это правда?
Ничего не мешает организовать питание даже дома и осознанно подходить к этому вопросу. Когда открываете холодильник, всегда спрашивайте себя: «Что я там хочу взять? Что-то вкусненькое? Что именно?» Ложечка йогурта тоже может быть вкусненькой, как и какой-нибудь калорийный бутерброд. И что бы вы ни выбрали, говорите себе: «Я ем это осознанно. Да, я наберу пару килограммов, но после самоизоляции, когда откроют спортивные площадки и фитнес-залы, я их сброшу». Если вы себе позволяете съесть что-то калорийное, нужно делать это осознанно. Тогда, может, вместо бутерброда вы выберете йогурт. Каждый раз, открывая холодильник, нужно понимать две вещи: что вы там хотите взять и к чему это приведет.
А к чему приведет работа из дома? Раньше офисные работники сжигали калории хотя бы по дороге на работу и с работы, а сейчас — практически никакого движения. Может, есть какие-то советы, как правильно работать на удаленке?
Гуляет такая шутка: раньше люди думали, как бы схитрить, чтобы не ходить на работу, а теперь все придумывают, как бы на работу прийти и не схлопотать лишних проблем. Конечно, дом и работа — это два разных места. Но если человек вынужден работать, находясь дома, то обязательно нужно проработать специальную технологию. Как и в случае с питанием, тут требуется организация. Рекомендуется соблюдать привычный порядок выхода на работу. Во-первых, ни в коем случае нельзя трудиться в пижаме.
Если вы приступаете к своим профессиональным обязанностям — переоденьтесь. Возьмите какой-нибудь, например, платочек, который отражал бы вашу внутреннюю корпоративную культуру. Это будет значить, что пока на вас повязан этот платочек, вы занимаетесь работой. Как только закончите работу — снимите платочек и начинайте заниматься домашними делами. Идите к холодильнику, на балкон, в ванную комнату. Вернулись на работу — снова повяжите этот символический платочек.
Во-вторых, когда вы работаете, ваши домочадцы должны понимать, что все домашние и семейные вопросы вы будете решать в перерыве, потому что сейчас — рабочее время. Делайте перерывы на несколько минут, отвечайте в эти перерывы на вопросы детей, давайте им задания, а когда перерыв заканчивается — закрывайте дверь в комнату и занимайтесь работой. Надо подходить к этому очень серьезно.
В-третьих, ни в коем случае нельзя заниматься работой находясь в кровати с ноутбуком. Никто кроме вас это не сделает, это зона вашей ответственности. Если до самоизоляции вы могли себе позволить что-то срочное сделать прямо из кровати, то сейчас нужно переключаться.
Должно быть понимание, когда вы дома, а когда — на работе. Оборудуйте специальное рабочее место, за которым вы будете заниматься только профессиональной деятельностью. Это должен быть отдельный рабочий стол, а не кровать. Нужно структурировать, планировать свою деятельность. Создать ритуал работы
Если кто-то из вашей семьи все-таки выходит из дома, чтобы ездить на работу, главное — соблюдать все меры предосторожности, которые были уже не раз озвучены. Те, кто остается дома, ждут, готовят любимое блюдо своего домочадца, чтобы поприветствовать его, встречают. Вернувшийся с работы человек, в свою очередь, должен внимательнее относиться к гигиене. Одного мытья рук будет недостаточно. Все члены семьи должны проявлять заботу друг к другу. Домашние встречают, а тот, кто не работает из дома, тщательно протирает уличную обувь, протирает ручки сумки и мобильный телефон спиртовыми салфетками, пользуется масками.
Не может возникнуть конфликтов на этой почве? Когда, например, в большой семье все работают из дома, а кто-то один вынужден ездить на работу, как бы рискуя тем самым здоровьем остальных?
Если в семье есть взаимопонимание, то такого, конечно, быть не должно. Ну а если семейные отношения уже на момент введения коронавирусных мер претерпевали достаточно трудные времена и дело сводилось к конфликтам, то конфликтов в любом случае не избежать. Нужен только повод. В такой ситуации без помощи специалиста разобраться невозможно, и сейчас как раз самое время к нему обратиться за консультацией. Режим самоизоляции позволяет спокойно, не выкраивая для себя с горем пополам буквально считанных минут свободного времени, заняться налаживанием отношений в семье через психолога.
Часто время не лечит, а может только усугубить ситуацию.
Но бывает так, что конфликты становятся неразрешимыми, и развод — это единственный выход. В этом случае не помешает заключить перемирие на неопределенный срок и вообще не разговаривать на болезненные темы во время пандемии. Соблюдаем нейтралитет, чтобы ситуация не усугубилась еще больше. Особенно это касается пар, которые в достаточно ограниченном пространстве пребывают уже долгое время и раздражают друг друга настолько, что в партнере нервирует уже буквально все: и как он сидит, и как он ест, и как он спит.
Для тех семей, где установились теплые, дружеские отношения, режим самоизоляции точно ударом не будет. Конечно, может быть немного тяжеловато, потому что однообразие надоедает. Можно предложить, например, переставить мебель в квартире, поменять тарелки, достать из серванта праздничный сервиз, устраивать семейные трапезы на красивой посуде.
Правдивы ли прогнозы, что после самоизоляции ожидается всплеск разводов? Почему? Как это предотвратить?
Разводы не случаются извне, поэтому режим самоизоляции сам по себе не может стать причиной развода. А если двое взрослых людей решили развестись, то это их решение, и нужно ли его пытаться предотвращать? Если конфликт только зарождается, то с этим можно работать. Но в любом случае это никак не связано с пандемией и режимом самоизоляции. Сейчас нет данных, что будет конкретно с людьми после самоизоляции. Может, количество разводов увеличится, как в Китае, а, может, наоборот рождаемость повысится.
Люди понимают, что они психологу могут что-то рассказать, и они сами в процессе работы найдут для себя выход из тревожных состояний
А какие советы можно дать людям, которые живут одни и чувствуют себя одинокими и без режима самоизоляции, а сейчас особенно? Это могут быть не только пожилые, но и молодые люди.
Сейчас у таких людей появилось много времени, чтобы посвятить себя изучению того, что всегда было интересно, но на что никогда не хватало времени. Есть масса онлайн-курсов. Никто не знает, когда отменят режим самоизоляции, поэтому использовать это время надо с максимальным коэффициентом полезного действия. Чтобы потом, когда снова начнутся пробки и бешеный ритм, не пожалеть, что не начал изучать новый иностранный язык, например.
Может ли волонтерство, например, помочь человеку отвлечься и почувствовать себя живым в период самоизоляции? Какие чувства и ощущения это дает?
Это рабочая идея. Волонтерство позволяет человеку избежать состояния, когда его посадили в четыре стены, где он вынужден сидеть. Через волонтерство каждый может приносить пользу, что-то контролировать и чем-то заниматься помимо сидения дома. У некоторых людей есть острая потребность чувствовать себя нужными. Хорошо, когда такая потребность возникает. Становясь волонтером, человек расходует энергию, за что-то отвечает. Помогающий человек возвращает себя из состояния беспомощности в ситуацию, когда он может что-то изменить. Бескорыстно помогая, волонтер инвестирует свои усилия в создание благоприятной для всех социальной среды, косвенный выигрыш от чего в итоге в равной степени получит как он сам, так и все другие участники.
А если хочется быть полезным, но страшно?
Тут главное не впадать в панику. Все надо делать осознанно. Тот страх, который мы испытываем… Мало того, что мы имеем на него право — мы должны опасаться и принимать защитные меры. Мы моем руки чаще и делаем это для себя, а не потому, что нам кто-то сказал. Мы понимаем, что так мы боремся с инфекцией и ставим заслоны. Мы должны соблюдать самоизоляцию — и приносим тем самым пользу. Мы делаем это для себя: не выходим лишний раз из дома, соблюдаем социальную дистанцию.
Беседовала Ольга Галковская