»ТВОЁ ЕСТЬ ЦАРСТВО И СИЛА И СЛАВА».
Бог Есть для С Богом по жизни.
Молитва учеников в Мф. 6:9-13 в Современном Переводе заканчивается фразой “избавь нас от лукавого». Однако в других переводах есть такое прекрасное завершение: “Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:13).
Дж. Макгарви был совершенно убежден, что эти слова являются невдохновенным добавлением. Он писал: “Данное славословие отвергается на том законном основании, что это вставка». Переводчики Современного Перевода хотели, чтобы мы знали, что все-таки существуют определенные основания для включения этих завершающих слов, ибо в сноске указывали: “Многие авторитетные версии, в том числе и древние добавляют, иногда в слегка измененном виде, Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
Некоторые из древних авторитетов, в которых имеется знакомое завершение, весьма респектабельны. Эти слова найдены в греческой рукописи Нового Завета под названием “W”, или “Вашингтонская” (поскольку она хранится в Вашингтоне). Альберт Хак датирует рукопись “W” V веком, а Международная стандартная библейская энциклопедия говорит, что она, “возможно, IV века». Это более длинное окончание имеется и в греческом манускрипте Тета (датируемом VII-IX вв.). Современная наука все больший вес придает рукописи Тета. Название греческого манускрипта происходит от восьмой буквы греческого алфавита. Знакомое завершение найдено в древнелатинском манускрипте, относящемся к VI веку. Оно также имеется в сирийском переводе Пешито, о котором брат Макгарви писал:
«Многие свидетельства в совокупности доказывают, что он появился во II веке нашей эры и, значит, в части Нового Завета был сделан с греческого текста, который от оригинальных авторов отделяло менее одного столетия. С той поры и до настоящего времени он считается общеупотребительной Библией сирийских христиан, и в своем индивидуальном поклонении они пользуются исключительно им… Для библейской критики это наиболее ценная из всех версий».
Хотя это прекрасное славословие присутствует в нескольких древних рукописях, самые главные опускают его. Однако мысли, выраженные словами, подлинность которых подвергается сомнению, не расходятся с Писанием (см. 1 Пар. 29:11; 2 Тим. 4:18; Иуд. 25). Поскольку никто не может с уверенностью сказать, что эта фраза является вставкой, то посвященный ей урок, я полагаю, не будет бесполезным.
Когда вы говорите: “Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь», — ваше сердце должно наполняться чувством глубокого восхищения, восхваления и благоговения. Вы отбрасываете какое бы то ни было чувство независимости и падаете к Божьим ногам. Из ваших уст изливается славословие. Если эти слова просто повторять, как заученную молитву, публично или про себя, то они становятся пародией и пустым звуком, но когда они исходят из глубин смиренного и благодарного сердца, то просто нет величественнее выражения почитания и превознесения.
ЗНАЧЕНИЕ “ЦАРСТВА»
Когда вы говорите “Твое есть Царство», то что вы имеете в виду? Нам известно, что, когда Иисус наставлял учеников в молитве, царство еще не существовало. Иисус хотел, чтобы они молились о приходе царства. Что же тогда означает эта последняя просьба, в которой говорится о царстве как об уже существующем и принадлежащем Богу? Джозеф Генри Тэйер пишет, что греческое слово басилэйа, в переводе “царство», означает не только “царство», но и “царскую власть, царствование, господство, правление». В тексте упоминается басилэйа, которое тогда еще не существовало, но было обещано («Да приидет Царствие Твое»; Мф. 6:10). Иисус говорил Своим ученикам, чтобы они молились об этом царстве.
Упоминается и уже существовавшее басилэйа (“Твое есть Царство»). Что это такое? Конечно, это не то царство, о котором Даниил сказал, что Бог небесный воздвигнет его (Дан. 2:44), ибо еще задолго до дня Пятидесятницы 30 г. уже существовало принадлежащее Богу царство. Тысячью годами ранее о нем говорил Давид, когда молился Богу: “Твое, Господи, царство» (1 Пар. 29:11). Последняя просьба в молитве учеников, похоже, говорит о том же, что занимало Давида; псалмопевец, по всей вероятности, имел в виду то же самое, что и Тэйер: “царскую власть, царствование, господство, правление».
Какую мысль передает это последнее значение? Всем правит Бог: “Твое есть господство и власть и главенство». Это Божья вселенная, и все сущее в ней либо находится под Его руководством, либо существует с Его разрешения. У Него неограниченная власть. Приписывая такую власть библейскому Богу, мы славим единственного Бога неба и земли. Мы громогласно заявляем, что все боги народов — идолы (Пс. 95:5), которые не могут видеть, слышать и понимать (Дан. 5:23). Мы утверждаем, что боги гордыни и интеллекта (самообожествление и поклонение разуму) — тщеславные и слабые существа. Мы даем Богу знать, где мы стоим:
«Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8:5, 6).
«Господь царствует» (Пс. 92:1).
«Ты, Боже, един Ты» (Пс. 85:10).
Тогда как боги из вавилонских преданий о потопе ссорились между собой и злились друг на друга (Дж. Райт), Бог Библии — это единый Бог, взявший на Себя полную ответственность за Ноя, за нечестивых и за целый мир. Вавилонский миф не возвеличивает своих богов до положения господ; они боятся воды и “напуганы, как псы”. Когда вы говорите: “Твое есть Царство», правление, вы имеете в виду: “Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Вы признаете, что ветер и море исполняют Его приказания, что все люди — «Его народ и овцы паствы Его» (Пс. 99:3).
В древней персидской религии, зороастризме, пишет А. Ньюмэн, было два противоположных бога: Ормузд (бог добра и света) и Ариман (бог зла и тьмы). Библия же знает только одного Бога, чья власть над временем, пространством, сознанием, материей и душой безоговорочна. Делает ли Его это ответственным за существующее в мире зло? Нет. Бог верен, и нет неправды в Нем (Втор. 32:4); Он справедлив и праведен. Царство, управление миром, настолько полно принадлежит Богу, что, позволяя совершиться злу, Он говорит: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю это» (Ис. 45:7).
Не забывайте также, что Бог говорил эти слова тому, кто знал персидскую религию, — царю Киру. Бог давал ему и всем нам знать, что власть Его безраздельна: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня” (Ис. 45:5).
Даже если ангел воспротивится (Иуд. 6) Божьему правлению, он все равно в Божьей руке. Он сбрасывается с неба и содержится в узах тьмы до великого судного дня. Такой мятежник знает, что царство принадлежит Богу; он трепещет и со страхом думает о времени приближающихся мучений. Ему может быть позволено искушать людей, как было с Адамом и Евой в саду. Ему также может быть позволено испытать кого-то, как был с Иовом, но такое испытание ограничено. Бог небес полностью управляет всем, и сатана пусть неохотно, но должен покориться. Если Бог что-то допускает, дьявол тут же хватается за это; но Бог контролирует ситуацию и делает так, чтобы все содействовало Его общему плану. Как Ему удается делать это? Удается потому, что Ему принадлежит царство, господство. Все Его, через Него и для Него. Цари правят с Его разрешения, ибо Он есть Царь царей и возвышен как глава над всеми.
Со дня Пятидесятницы 30 г. Бог пожелал отдать всю власть на небе, на земле и под землей (Мф. 28:18; Фил. 2:10) Своему единственному Сыну. Этот Сын теперь не только царь Своего царства (призванных, сынов царства), но и владыка земных царей (Отк. 1:5). Такое положение Он сохранит до скончания времен (1 Кор. 15:24), после чего передаст царство Своему Отцу.
Разумеется, Отдавший Иисусу всю эту власть Сам не покорился Своему Сыну. Когда Сын передаст царство, Он также покорит Ему Себя и нас, и все сущее снова окажется под властью великого Бога, чтобы Ему быть “все во всем” (1 Кор. 15:28). Слава Ему за Его невыразимые дары и благодать! Хвала нашему Богу за Его мудрость и решение!
«Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его. Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его. Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» (Пс. 102:19-22).
“И СИЛА»
Физическая сила
Размышляя над смыслом слов “Божье царство», мы узнали кое-то и о второй вещи, упомянутой в последней просьбе молитвы учеников: о “силе». Сила Всемогущего заставляет нас остановиться в изумлении! Он не только сотворил нашу чудесную землю, наполнил ее сознанием и материей, но и повесил ее “ни на чем” (Иов. 26:7). Его материальная вселенная, составляющая всего лишь небольшую часть Его творения, настолько обширна, что ее протяженность не могут измерить сильнейшие телескопы. Он не только вращает наш мир вокруг своей оси со скоростью более тысячи километров в час, делая день и ночь, но одновременно заставляет его совершать невидимый путь длиной более чем в миллиард километров вокруг солнца со скоростью около тридцати километров в секунду. Этот путь для Плутона — около 5 миллиардов километров, такой длинный, что вокруг солнца он обращается за 248 лет. Радиосигнал облетает земной шар семь раз за одну секунду, но ближайшая к земле звезда расположена так далеко, что тот же сигнал, отправленный с этой звезды, достигнет земли более чем через четыре года. “Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает», — гласит надпись из Ис. 40:26 на стене обсерватории Хопкинса в колледже Уильямстауна, штат Массачусетс. Не нужно быть вдохновенным; нужно всего лишь окинуть простым человеческим взором вселенную, чтобы вместе с Давидом испытать потрясение от ее колоссальных размеров:
«Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:4, 5; см. также 32:6-9).
Духовная сила
Если сила, стоящая за Божьим физическим творением, вызывает благоговение, то Его сила, делающая из грешников святых, смиряет и потрясает. Вся энергия, которую Бог вложил в атом, не сравнится по силе с простой проповедью евангелия — с Божьей силой ко спасению. Бомбы могут напугать, но они никого не могут обратить ко Христу. Никакая земная сила не сделает того, что может сделать смиренное Божье чадо в тихой беседе с грешником о Божьей любви. Этот смиренный Божий служитель — соработник Бога; он инструмент, с помощью которого Божья сила передается душе человека. Он рассказывает благую весть о том, как Иисус был вознесен на крест и поднят из гроба. Когда полная сила этого евангелия оказывает результативное действие на обладателя отзывчивого сердца, никакие родственники и никакие насмешки не помешают ему покориться Иисусу в крещении. Эта Божья сила — отличная от той, что в северном ветре и солнечных лучах, но все равно Божья сила — может преобразовать эгоистичного, закоренелого грешника (созданного по образу и подобию Божию) в новое существо. Бог творит чудеса (см. Пс. 85:10)! Благодаря небесной силе пропащий человек может преобразиться к праведности и истинной святости.
Вечная сила
Как мы ликуем в избытке благодарности за то, что родились свыше, так мы радуемся тому, что будем жить снова, но уже не во плоти. Это так, потому что “безмерно величие могущества Его в нас, верующих» (Еф. 1:19). Наше наследие — вечная жизнь с Богом “по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых…” (Еф. 1:19, 20). Мы знаем, что “Воскресивший Господа Иисуса воскресит чрез Иисуса и нас и поставит пред Собою с вами” (2 Кор. 4:14), и что все принадлежит нам (1 Кор. 3:21).
Как же Он преобразит эти жалкие тела, грешные и смертные, в Свое славное подобие? Мы не знаем, как это будет, но мы верим в могущество Того, “Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем” (Еф. 3:20). Благодаря той Его силе, которой Он все подчиняет Себе (Фил. 3:21), мы не колеблемся в безверии, а укрепляемся в вере, воздавая Ему славу (Рим. 4:20). Единственное, что нас беспокоит, — это то, что Он силен не только воскресить наши тела, но и ввергнуть неверующих в геенну огненную (Лк. 12:5). Он не хочет делать этого, но у Него есть на это сила.
“СЛАВА ВОВЕКИ”
Божье господство несомненно, и власть Его безраздельна. Слава Его сверкает ослепительной белизной, которой не достичь ни одной прачке. Всякой чести и славы, какую только может представить себе человек или ангел, достоин Тот, кто дал нам жизнь и искупил нас Своей благодатью. Среди многих причин, почему вся слава принадлежит Отцу, есть и та, что Он создал церковь.
Когда я смотрю на аккуратно простроченное, красивое стеганое одеяло, я не вижу рукодельницу, которая сшила его, но непроизвольно говорю: “Пусть это одеяло прославляет ее». Ангелы с архангелом взглянули с небес в полноту времен и увидели церковь — искупленных, рожденных свыше и призванных. Начальства и власти в небесах, увидев этих освященных людей, составляющих Божью церковь, увидели явленную во всей полноте премудрость Божью. Те, кто хотел знать, какие замыслы были у Бога до основания мира, увидели, наконец, Его мудрость, ибо Бог задумал тот путь, который может грешников сделать святыми. Всякий раз, когда человек или ангел задумывается о величии церкви, пусть он обратится к светлому престолу, снимет свой покров и воскликнет: “Тому слава в церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:21).
«АМИНЬ»
Завершающее слово в последней просьбе молитвы учеников происходит от еврейского амэн, что значит “утверждать, поддерживать». На протяжении всей Библии смысл его — «Да будет так” (Втор. 27:15-26; 1 Пар. 16:36; Неем. 8:6; Рим. 1:25; Евр. 13:21). Пусть всегда, когда вы будете размышлять над молитвой учеников, этот смысл будет осознаваться вами.
«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего» (1 Пар. 29:11; см. также Иуда 24, 25).