Владимир Жебит
Об авторе: Владимир Александрович Жебит – кандидат психологических наук, автор исследовательского, социального и просветительского проекта «Нелинейные коммуникации».
Властители дум.
На российском телевидении очевиден расцвет религиозных программ. К утренним программам людей в белых халатах добавились вечерние – людей в черном. Одной из позитивных особенностей православной церкви всегда являлась ее ненавязчивость и деликатность в общении с паствой. Грамотные священники никогда не давали категорических оценок и советов прямого действия, свято придерживаясь рамок религиозной этики, что, кстати, всегда являлось признаком и особенностью мудрых.
Допущенное до эфира священство, освоившееся в электронно-цифровом пространстве, получило возможность ощутить дыхание виртуальной многомиллионной зрительской аудитории, столь не похожей на приходскую, реальную, что позволяет придать особую значимость каждому произносимому слову, возбуждает желание говорить что-то особенное, глубокое, нужное, воспарять на небывалую высоту мысли. Однако, воспарив, некоторые из них ощутили небывалую легкость бытия и готовность к переходу от проповедей к делу – оценкам действительности и руководству действиями. Вчера еще скромные пастыри превратились в самозваных воинствующих ангелов с пылающим мечом, расправивших крылья и готовых к истреблению человеческих пороков радикальными средствами.
Одними из первых жертв пылающего меча пали неразумные жены, живущие во грехе и растящие чад в невенчанном сожительстве, без штампов в документах. С их осуждением, не вдаваясь в социальную и моральную рутину, выступил один из достойнейших представителей духовного сословия, заклеймивший несчастных печатью блудниц, подлежащих побиванию камнями.
Другой, не менее достойный и умудренный проповедник, не из тех, кто наставляет телевизионную аудиторию посменно, а лишь изредка освещающий своим появлением взыскующих граждан, в одной из последних проповедей направил свой взор в сторону тех неразумных, кто покинул родные пределы. Не вдаваясь в причины исхода – из-за нищеты ли, богатства ли, безысходности ли – добрый пастырь приговорил их к сожжению, но не на казенном кострище, а по-отечески, на их собственных матрацах.
Окрыленное своей электронно-цифровой значимостью священство, невзирая на обстоятельства, из-за которых россияне не обременяют себя узами брака и массово утекают из страны, в праведном негодовании не заметило того, что нарушило одну из ключевых Христовых заповедей – «Не судите, да не судимы будете».
(Сказанное выше не есть осуждение, но лишь почтительное напоминание мудрым о необходимости видеть, думать и сострадать.)