Моравское движение — часть реформации. 10 фактов о моравских братьях.
21 августа 1732 года граф Цинцендорф, один из крупнейших богословов XVIII века, епископ и реформатор Моравской церкви, рукоположил на служение Леонарда Добера и Дэвида Нитчманна, они стали первыми моравскими миссионерами. Вот еще 10 фактов о моравских братьях.
Моравское движение (Чешские братья, гернгутеры) было основано в 1457 году под названием «Братское единение» (Unitas fratrum). Чешские братья не признавали Римско-католическую церковь, первых их епископов рукоположил епископ вальденсов Стефан, живший в Австрии. Движение Чешских братьев быстро распространялось в Чехии и Моравии, а затем в Польше, Восточной Пруссии и Венгрии. К началу 16 в. оно насчитывало около 400 приходов, объединявших до 200 тыс. приверженцев.
Чешские братья заключили с польскими лютеранами и реформатами т.н. Сандомирское соглашение (1570). В процессе церковного развития Чешских братьев было выработано исповедание веры (с ним ознакомился Мартин Лютер) переведено на чешский язык Св. Писание, создавались школы и семинарии, издавались катехизисы и сборники гимнов.
Первый период истории «Братского единения» закончился со смертью последнего епископа братьев – знаменитого теолога и педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670), который позаботился о будущем возрождении церкви, обеспечив дальнейшее епископское преемство в ходе регулярного рукоположения новых епископов и изложив принципы «Братского единения» в своем труде Ratio disciplinae.
К 1722 относится начало второго периода, когда вероучение и религиозные обычаи братьев втайне было принесено братьями-беженцами из Моравии (отсюда новое название – Моравские братья) в Саксонию. Там они нашли прибежище в имении Гернгут графа Николая Людвига фон Цинцендорфа, который был рукоположен в епископы и возглавил общину.
Граф Цинцендорф был дальним родственником датского короля. Когда в 1731 году было объявлено о коронации, граф был зван на торжество. Он решил взять с собой простых братьев — одного печника и его друга. Во время празднества спутники графа познакомились со слугой короля — негром Антоном с острова Святого Фомы — колонии Дании. Братья отнеслись к Антону с христианской лаской, и он открыл Христу свое сердце. Антон рассказал, что его братья и сестры на острове Святого Фомы никогда не слышали об Иисусе Христе. Когда братья, сопровождавшие Цинцендорфа, возвратились из Копенгагена в Гернгут, они объявили о своем желании отправитесь на остров Святого Фомы. Церковь решила отпустить их через год, если они по-прежнему будут верны своему решению. По прошествии года все убедились, что желание братьев было не кратковременным увлечением, а призывом любви Божией. И 21 августа 1732 г. на остров Св. Фомы выехали первые два брата.
С этого момента благовестие стало занимать первое место в служении гернгутеров. До кончины Цинцендорфа гернгутеры направили в различные страны свыше трехсот служителей. Это были обычные ремесленники, которые обеспечивали себя своим трудом. Они достигли в короткое время Среднюю, Южную и Северную Америку, Южную Африку.
Современная Моравская церковь не имеет официального исповедания веры, как это было в «Братском единении». Основные положения веры изложены в катехизисе, в пасхальной литании и в документах генерального синода. Единственным источником веры и церковной практики признается Св. Писание.
К главным положениям относятся вера в поврежденность человеческой природы, в любовь Бога Отца, в истинную божественность и истинную человечность Иисуса Христа, в наше примирение с Богом и наше оправдание верой через жертву Иисуса Христа, во Святого Духа и его дела, в дела милосердия как плод Св. Духа, в братство верующих, во второе пришествие Господа, в воскресение мертвых в жизнь вечную или в вечное осуждение, во главенство Христа над церковью, которая является его Телом.
Это движение сыграло важную роль в подготовке Реформации; благовестническая деятельность гернгутеров озарила светом Евангелия многие уголки земли и послужила основой для дальнейшего углубленного восприятия евангельских истин.
В настоящее время гернгутеры входят в состав Всемирного Совета церквей. Они являются как бы соединяющим звеном между лютеранской и реформатской церквями, с одной стороны, и баптистами и методистами, с другой.