Конституция и русский народ: Основной закон не придает святости нашему бытию.
Владимир Жебит
Об авторе: Владимир Александрович Жебит – кандидат психологических наук, автор исследовательского, социального и просветительского проекта «Нелинейные коммуникации».
Первую четверть ХХI века новейшая Россия посвятила поиску самой себя. В конце 2010-х, как-то внезапно встряхнувшись от спячки, забегали ответственные мужи, стали о чем-то много и горячо говорить. На их открытых озабоченных лицах можно было прочесть мучительное желание внести как можно большую лепту или вклад во что-то, изменить неизменяемое, привести в соответствие несопоставимое, одним словом, принести максимальную пользу чему-то. На этот раз наступила очередь Конституции.
Масштабы этой задачи превосходили все, что было достигнуто ранее, – от транспарентности транзакций, редукции часовых поясов, оптимизации армии, медицины и образования до элиминации правого руля.
Лучшие силы, брошенные в прорыв, составили передовые чиновники – юристы и экономисты, усиленные выдающимися спортсменами, писателями и журналистами, актерами и режиссерами. При написании Конституций главное – никого не забыть. В смысле интересов каждого.
Первая проблема возникла по поводу Того, Чье имя не произносится всуе. Как Его, Альфу и Омегу всего сущего, втиснуть отдельным пунктом в Основной закон страны, даже если эта страна больше всех? Нельзя же ей – стране, которой осталось уповать лишь на Всевышнего, – упустить счастливый шанс избавить себя от невзгод и лишений, глупых поступков и решений, равно как и обеспечить хорошие цены на нефть и добрые отношения с МВФ. Увы, там, Наверху, по блату ничего не делается, а здесь, Внизу, грехи воском не зальешь.
Государствообразующий народ. Проблема третья
Проблема – как обойтись с великим и многострадальным русским народом, который вконец извелся от конституциональной невыраженности своей государствообразующей сути, – остро нуждалась в помощи острых умом мужей, понимающих толк в законотворчестве.
Неужели судьба России сложилась бы как-нибудь иначе, если бы не этот юридический casus incurabilis, (неразрешимая проблема) повлекший столько споров и надежд? Неужели внесение поправки о титульной нации придаст динамизма отечественной экономике, что ни год обещающей прорыв, но окончательно обобравшей население? Интересно проследить, как на эту поправку отреагировали бы индексы ММВБ и S&P500.
Есть одна житейская мудрость: если не представляешь последствий действия, не шевелись. Страна 1000 лет прожила без законодательного представления о государствообразующем народе, показав потрясающую способность восставать из пепла, благодаря имперскому единству всех своих народов, от мала до велика, являющихся равными среди равных и столь же государствообразующими, как и русский народ.
Можно ли заранее утверждать, что внесение новой ноты в партитуру Основного закона не нарушит многонациональную симфонию многовековой Российской империи? Сегодня ведь важно не то, как все это объяснят политики, чиновники и правоведы, а как этим воспользуются недруги.