Принять весть Христа могут только возрожденные Богом.
Мартин Ллойд-Джонс.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.»
(Иоан.3:8)
Призыв Евангелия становится действенным в некоторых людях, благодаря возрождению, которое совершается Святым Духом. Призыв Христа становится действенным, потому что в человеке появляется некий принцип, который позволяет ему откликнуться на духовную, божественную истину.
В этом и заключается различие между верующими и неверующими, спасенными и неспасенными. Последние имеют «плотской ум», пребывают во плоти, не являются духовными людьми, поэтому духовные истины для них ничего не значат. Для духовных же людей эти истины — все, потому что они возрождены. Итак, мы рассматриваем учение Библии о возрождении. Мы остановились на некоторых библейских понятиях и начали исследовать их реальное значение. Возрождение — не просто изменение каких-то свойств души. Это нечто качественно иное, что мы определили как изменение фундаментальной направленности личности.
Я хотел бы особо подчеркнуть глубинный характер преобразований, которые происходят в возрожденном человеке. Об этом много говорится в Библии, и эти перемены сравниваются с получением «сердца нового» (Иез. 36:26). Обычно в Библии под сердцем подразумевается не только центр чувств, как принято считать, но и центр всей личности. Поэтому, когда в Писании говорится о новом или чистом сердце, то имеется в виду то, что мы назвали ведущей направленностью, фактором, контролирующим и определяющим внутренний мир человека и характер его изменений.
Безусловно, возрождение является великой тайной, о которой говорится в сцене беседы нашего Господа с Никодимом. Это чудо, сверхъестественное явление. Наш Господь сравнил его с дуновением ветра, чтобы дать понять Никодиму, а вместе с ним и всем нам, что в определенном смысле мы не можем уразуметь этого явления полностью и до конца. «Дух (в английской Библии — «ветер». — Прим. ред.) дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан. 3:8).
Но я не устану повторять, что нам все же нужно стремиться понять библейскую истину настолько, насколько это возможно. Чтобы доступнее объяснить, как происходит это чудесное изменение, я хочу предложить вам лучшее, на мой взгляд, сравнение. Оно приводится в самом Писании. Речь идет о прививке одного растения к другому.
Предположим, вы хотите вырастать определенный сорт груш. Обычно это делается так. У вас есть отросток или побег того сорта, который вам нужен. На дереве обычной дикой груши вы делаете надрез и вставляете туда черенок. Затем вы закрепляете его и через время получаете чудесные груши. Они будут именно того сорта, который вы выбрали.
Однако вам предстоит еще много труда, останавливаться рано. Что же происходит далее? Сила и энергия, если можно так выразиться, жизнь и сок, которые текут в дикой груше, входят в привитый побег и производят плод. Да, но ниже уровня черенка дикая груша по-прежнему питает дикие ветви и плоды, поэтому необходимо обрезать, очищать дерево. Если вы будете это делать, то настанет время, когда на нем будут расти груши только того сорта, который вы хотели иметь.
Итак, мы имеем дерево с двумя природами. Если его старательно очищать от старых ветвей, то новых будет становиться все больше и больше, и в конце концов мы получим такое дерево, на котором будут расти груши только выбранного сорта. Мне кажется, что это самая лучшая иллюстрация к нашей теме. Вы прививаете новую жизнь и какое-то время имеете одно дерево с двумя природами: культурной и дикой. Очищая и обрезая дикие ветви, вы тем самым направляете силу дерева к привитому побегу, и он не только начинает расти и плодоносить, но и постепенно вытесняет другие ветви, пока все дерево не станет тем прекрасным грушевым деревом, которое вы и хотели получить.
Безусловно, ни одно сравнение не может быть совершенным, но лично мне эта иллюстрация кажется наиболее удачной. Нечто подобное происходит и при возрождении. В человеке только одно «я», но никак не два. Новая природа помещается внутрь нас, и мы призваны умерщвлять свои земные члены. Мы должны очищать и держать под контролем свою ветхую природу, и если проявить настойчивость, то новая жизнь будет развиваться, давать плод, а новая природа проявляться все больше. Я уделяю этому вопросу так много внимания, потому что, к большому сожалению, есть люди, считающие себя евангельскими верующими, которые полностью отвергают истину и доктрину о возрождении. Вот поэтому я говорю об этом так настойчиво. При возрождении в человеке происходят глубокие перемены. Это не просто изменение отношения к чему-либо или кому-либо. Изменение происходит в нашем сердце, и оно такое же явное, как и результат прививки черенка к дереву груши.
Как это изменение связано с нашим пребыванием во Христе? Существует всем нам знакомое учение об освящении. Для его иллюстрации используется кочерга. Она холодная, черная и настолько прочная, что ее невозможно согнуть руками. Но мы помещаем ее в раскаленную печь и оставляем там. В огне кочерга раскаляется, краснеет и становится такой мягкой, что ее можно согнуть. О, да, — говорят нам, — все это так, но кочерга остается раскаленной, красной и может гнуться до тех пор, пока вы держите ее в огне. Как только ее вытаскивают из огня и охлаждают, она снова становится черной, холодной и прочной. Это иллюстрация нашего пребывания во Христе. Согласно этой точке зрения, пока мы пребываем во Христе, в нас есть новая жизнь.
Эту иллюстрацию приводят, чтобы показать значение пребывания во Христе: если мы не будем в Нем, то вернемся в положение, в котором пребывали ранее. Но это, я подчеркиваю, есть явное отрицание доктрины о возрождении! Христиане и рожденные свыше люди могут отойти, могут не пребывать во Христе в данном мистическом смысле, но даже тогда они не возвращаются в свое прежнее состояние. Они рождены свыше, в них помещен новый принцип жизни, в них произошло изменение. Это реальный факт. В этих людях новая жизнь может не проявляться явно, но она есть, и мы не должны воспринимать их как пребывающих в точно таком же состоянии, в котором они находились ранее.
То же самое можно сказать и по поводу иллюстрации со спасательным кругом. Грешник сравнивается с человеком, который не умеет плавать. Он якобы в безопасности, пока находится внутри спасательного круга. Если же он окажется вне круга, то сразу же пойдет на дно. И здесь, мне кажется, мы снова сталкиваемся с явным отрицанием доктрины о возрождении, потому что, как нам доказывают, если человек не пребывает в «спасательном круге», он оказывается в точно таком положении, в котором находился ранее, как будто с ним не произошло никаких изменений.
Доктрина о возрождении учит, что изменения происходят не только в нашем отношении к Господу и к истине, но и внутри нас самих, и их совершает Сам Бог. В нас помещается новая жизнь, новый принцип жизни и повиновения, и, следовательно, эта жизнь развивается и проявляется все полнее. Апостол Павел говорит: «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу…» (2 Кор. 3:18). Итак, вы видите, что здесь сказано о развитии и росте. Почему они происходят? Потому что в нас был внедрен принцип жизни. Как выразился Чарльз Уэсли, комментируя этот стих, «мы преображаемся от славы в славу, пока не займем свои места на небесах». В нас происходят изменения, поэтому мы уже не такие, какими были ранее. Указанные библейские понятия (мы имеем в виду возрождение, новое рождение, рождение свыше, новое творение) должны уберечь нас от ошибок, которые допускаются при использовании иллюстраций с кочергой и спасательным кругом. Каждый из нас фактически является новой личностью.
Невозможно переоценить значение этой истины, так ясно изложенной в Писании. Когда мы приступим к доктрине об освящении, мы увидим, насколько важно иметь правильное понимание учения о возрождении. Не разобравшись в нем, мы неосознанно сведем его к увещеванию людей пребывать во Христе. Без сомнения, призывать людей пребывать во Христе необходимо, и мы будем говорить об этом, когда подойдем к соответствующей доктрине. Но при этом нельзя утверждать, что возрождение представляет собой только новые отношения со Христом. Это приведет к серьезной путанице.
Итак, мы отметили глубинный характер изменений, которые происходят при возрождении. Позвольте мне теперь задать вопрос: почему эти изменения так необходимы? Что дает нам право настаивать на их необходимости? Во-первых, этому учит Писание. Вы помните, что сказал наш Господь Никодиму: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан. 3:3); и далее: «…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (ст. 5). Возрождение необходимо и обязательно. Человек не сможет даже увидеть Царствие, не то что войти в него, если не будет рожден свыше.
В Гал. 6:15 Павел говорит: «Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». Имеет значение лишь одно: новая тварь, новое творение, а не обрезание или отсутствие его. И снова в Еф. 4:24 Павел делает подобное утверждение, описывая нового человека, «созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Но во многих отношениях самым важным отрывком на эту тему является Евр. 12:14: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа». Святость совершенно необходима, и отметьте, что здесь имеется в виду не просто освящение, которое вы можете получить или не получить. Без святости никто не сможет увидеть Господа. Поэтому нет смысла говорить о том, что все христиане, независимо от того, получили они освящение или нет, идут на небеса. Без святости невозможно достичь небес. Мы получаем ее во время возрождения. Новая, святая жизнь, святой принцип помещаются в нас.
Таковы ясные утверждения Священного Писания. Есть и другие отрывки, из которых логически вытекает то же самое. Вечная жизнь определяется как знание Бога: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17:3). Наш Господь говорит, что Он пришел «для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10:10). Он пришел дать нам вечную жизнь, которая включает знание Бога и посланного Богом Иисуса Христа. Уже одно это делает возрождение совершенно необходимым. Бог свят. Он есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Поэтому жизнь вечная состоит в том, чтобы знать Его и иметь общение с Ним. А это значит, что моя природа должна соответствовать Его природе. Во мне должно быть нечто такое, что соответствует Божьему и радуется ему.
Да, но мы знаем, что в падшей человеческой природе нет ничего подобного. Вот почему наш Господь так ясно говорит об этом в беседе с Никодимом, который полагал, что может просто перейти из одного состояния в другое. Нет и нет, — говорит наш Господь, — «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Иоан. 3:6). Между ними нет ничего общего. Невозможно смешать плоть и Дух — не получится. Духовное и греховное, плотское невозможно объединить. Мы должны быть рождены свыше, должны стать духовными.
Природа Бога делает возрождение оскверненного грехом человека совершенно необходимым, потому что в человеке изначально не существует божественного начала. Безусловно, люди, верящие в существование такого начала, не верят в возрождение, и они последовательны в своих взглядах. Было бы странно отрицать доктрину о божественном начале в человеке и в то же время считать, что в человеческой природе есть нечто великое, что делает возрождение не обязательным.
Мартин Ллойд-Джонс, «Бог Дух Святой», Издательство: Библос, Москва, 2001, 256 стр.