Непонятая и непринятая благодать Бога.
Бог Есть для С Богом по жизни.
“Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодать» (Рим. 11:6).
Некоторые люди в своей жизни топчут восхитительные лепестки благодати, думая, что спасение приносят человеческие дела, привязывая заслуживающие похвалы дела к благодати.
Спасение делами?
У римских католиков официально существует «Сокровищница достоинств», где якобы накапливаются благие дела, призванные перевесить дела дурные и тем укоротить пребывание данного грешника в “чистилище». Верных католиков “наделяют благодатью» паломничество и святые дары. Новый Завет, напротив, отрицает связь каких бы то ни было похвальных дел со спасением благодатью. “Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодать» (Рим. 11:6).
С одной стороны, человек должен “совершать свое спасение» (Фил. 2:12), а с другой, ему невозможно заработать свой путь на небеса. “Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»” (Лк. 17:10).
Только благодать?
Какой бы исключительной ни была спасительная сила Божьей благодати, дела все же важны для ее получения. Если бы Библия учила, что спасаются только лишь благодатью, тогда никто не должен был бы погибнуть, потому что “по благодати Божией” Иисус умер за всех (Евр. 2:9). Его благодать должна взаимодействовать с тем, как человек откликается на нее. Божья благодать открыла Агари колодец с водой, но ей нужно было что-то сделать, иначе она бы все равно умерла от жажды. Она “пошла, наполнила мех водою…” (Быт. 21:19).
Сам по себе Божий акт благодати, разверзший Красное море, не спас бы израильтян. Им еще нужно было довольно много пройти, но никто из них не объяснял свое избавление от фараона своими собственными делами. Они могли бы спеть: “Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (Еф. 2:8, 9).
Точно так же и сегодня, когда грешник поднимается из вод крещения, он не хвалится своими делами и заработанным спасением. Он знает, что оправдывается не своими делами, а благодатью (Тит. 3:5-7). Благодать никогда не оправдает непокорного (Ин. 3:36; Евр. 5:9).
Благодать после крещения?
Некоторые проповедники извращают благодать, говоря, будто Новый Завет не обязывает христиан ни к чему, кроме крещения. Они уверяют, что все написанное после книги Деяний — это “просто письма любви; благодать берет на себя заботу обо всем”. Они не терпят слова “закон”, не понимая того, что в каждом периоде Божьего домостроительства (Быт. 18:19; Пс. 118:97; Рим. 8:2) закон свят, праведен и добр (Рим. 7:12). Они не понимают, что благодать действует через закон (Тит. 2:11-15).
Неверное понимание ими слова “закон”, в Рим. 6:14 и Гал. 5:18 стоящего в греческом без артикля, привело их к противоречивому толкованию многих стихов Нового Завета, которые учат христиан, что они находятся под Христовым законом (Ис. 2:1-4; Иер. 31:31-34; Рим. 3:27; 8:2; 1 Кор. 9:21; Гал. 6:2; Иак. 2:12). Это указывает на “закон» в общем, в противоположность “конкретному закону”. Ветхий Завет эти проповедники клеймят как всего лишь “письменный кодекс”, от которого христиане освобождены. На том основании, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10, см. Гал. 5:14), они заявляют, что для христианина нет закона, а только любовь, которой нет в “письменном кодексе». Придерживаясь такой теории, эти люди не могут последовательно учить крещению и Господней вечере, ибо в этих повелениях слово “любовь» отсутствует.
В своей логике эти проповедники объединились с моралистами любви, которые говорят, что никакие поступки не могут быть плохими, если их побудительной причиной является любовь — даже аборт и эвтаназия. Ничто само по себе не может рассматриваться как зло. «Абсолютов не существует», — утверждал Джулиан Хаксли. По мнению д-ра Гарви Кокса, с изменением обстоятельств меняется и нравственный выбор. «Делай то, что тебе кажется добром”. При таком образе мышления не осуждается порнография и гомосексуализм, не признаются понятия “прелюбодеяние”, “блуд» и “грех”. “Секс не является вопросом нравственности”, — заявил психолог из Майами Грэнвиль Фишер. По его словам, критерием должно быть, “приемлемо ли это в обществе, полезно ли для здоровья и приносит ли удовольствие, обогатит ли это человеческую жизнь?” Таким образом, святые учения о любви и благодати извращаются, чтобы прикрыть распущенность и всякую чудовищную безнравственность.
На самом же деле письменный кодекс для христиан существует: это Новый Завет. Всякий, кто заявляет, что знает Бога, а сам не соблюдает Его заповеди, “тот лжец” (1 Ин. 2:4), а Его заповеди содержатся не где-нибудь, а именно в написанном Новом Завете (Мф. 10:40; Лк. 10:16; Ин. 16:13). Правильно мыслящий человек в кротости принимает насаждаемое слово (Иак. 1:21) как свое нравственное руководство, а без него он плывет по течению в пустоту.
Слова Августина, если их понимать правильно, истинны и прекрасны: «Любите и делайте, что хотите». Моралисты и проповедники любви без написанного закона не понимают этого высказывания, если истолковывают его как мораль любви без написанных заповедей. Та любовь, которую Августин возвеличил как важнейшую и единственную, начинается с любви к Богу и заканчивается почитанием Библии. Согласно его рассуждению, если человек должным образом любит Бога, то он глубоко чтит все Божьи заповеди. Человек, сосредоточенный на высшей любви, “хочет» делать все, что одобряет Бог, и не станет делать того, что Бог осуждает. Божья воля становится волей христианина. Истинно любящий Бога “хочет» всецело повиноваться Ему. Христос становится для такого человека “всем” (Кол. 3:11), потому что его “ветхий… человек” умер (Рим. 6:6; Еф. 4:22), а “жизнь [его] сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3). Он добровольно позволяет Богу всецело владеть собой. “Наши души не находят покоя, пока не находят покоя в Тебе». При таком понимании воистину, если человек любит, он свободен делать все, что хочет.
Никакого исповедания грехов?
Безвозмездная Божья благодать так глубока и широка, что, как говорят некоторые, христианину не нужно исповедовать грехи, и делая это, он показывает, что недостаточно верит в Божью благодать. Один проповедник написал:
«Первое Иоанна 1:9 не учит, что для получения прощения грехов кровью Иисуса требуется некий установленный процесс исповедания… Я считаю, этот отрывок учит тому, что мы должны признать тот факт, что мы грешники. Мы согласны («исповедовать» — перевод греческого слова гомологео = “говорить то же самое», “соглашаться») с Богом, что мы грешники».
Антипатия этого человека к исповеданию грехов заставила его неправильно употреблять слово гомологео. В классическом греческом это слово действительно употребляется в значении “соглашаться с…”, но ни один из новозаветных авторов не употреблял его в таком смысле. Как раз обратный смысл вкладывал в него Иисус, когда говорил в Мф. 7:23: «Я никогда не знал вас”. Ин. 12:42 станет бессмысленным, если мы скажем, что начальники уверовали в Иисуса, но не согласились (гомологео). Главное новозаветное значение этого слова — “исповедовать, признавать, сознавать», как в том случае, когда человек исповедует Христа (Рим. 10:9; 1 Тим. 6:12; 1 Ин. 2:23; 4:15) и когда он исповедует грехи (Мф. 3:6; Иак. 5:16; 1 Ин. 1:9).
Утверждать, что прощение грехов происходит автоматически, если у христианина покаянный и доверительный дух, значит — тоже извращать Божью благодать. Такая теория не только противоречит ясному высказыванию Иоанна в 1 Ин. 1:9: “Если исповедуем грехи наши”, но также и мудрости Соломона: «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован” (Прит. 28:13).
Те, кто пытается сделать христианское прощение автоматическим без всякого исповедания, спорят не только с Прит. 28:13 и 1 Ин. 1:9, но также и с Лк. 11:4: «И прости нам грехи наши”. Эти слова стараются обойти стороной те, кто учит, что “в Своем образце молитвы Иисус подчеркивает, что наше прощение связано с тем, как мы прощаем друг друга». Такая взаимосвязь существует, но прощение друг друга не происходит автоматически. Скорее, оно основано на принципе «если [он] послушает тебя” (Мф. 18:15) и “если [он] покается” (Лк. 17:3). Эти условия влекут за собой признание и отказ от неправедных поступков.
Грехи не вменяются в вину?
Та мысль, что исповедующий грехи христианин не понимает благодати, просто шокирует! Еще больше шокирует учение о том, что грехи вообще не вменяются ему в вину. Такое представление делает предыдущий разговор об автоматическом прощении излишним. Если грехи никогда не вменяются христианину в вину, тогда бессмысленно говорить о прощении. Один неверно проинформированный проповедник евангелия как-то написал: “В Рим. 4:8 (Блажен человек, которому Господь не вменит греха.) говорится о человеке (чаде Божьем), чей грех не вменяется ему в вину. Да, я верю, что это и есть та благодать, в которой пребывают христиане».
Этот брат не понял Рим. 4:8. Павел цитировал из Пс. 31:1, 2: “Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха!” В этих стихах говорится о Давиде, который был обличен в грехе (2 Цар. 12:13), а потом получил прощение. Однако он не был прощен до тех пор, пока не сознался в грехе: “Согрешил я пред Господом” (2 Цар. 12:13): “Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего…” (Пс. 31:5). Следовательно, Рим. 4:8 правильно относить только к человеку, который признал свой грех (как в 1 Ин. 1:9). Человек, который не признает свой грех, — это тот, кто “скрывает свои беззакония” и “не будет иметь успеха» (как в Прит. 28:13). Бог нелицеприятен. Никто из согрешивших (преступивших Божий закон; 1 Ин. 3:4) не освобождается от обвинения в грехе, и никто из исповедавших свой грех христиан в этом грехе не обвиняется.
Смертный человек самонадеянно ограничивает благодать?
Некоторые пытаются доказать, что человек не обладает достаточными знаниями, чтобы говорить, что Божья благодать покрывает, а что нет. Такое мнение высказывают в качестве оправдания использования инструментального сопровождения пения на христианском богослужении. Однако та же позиция может использоваться для оправдания святой воды, каждения ладаном, одобрения гомосексуализма и всего другого! Изучая Библию, можно узнать, что покрывает Божья благодать, а что нет. Она покрывает все исповеданные грехи, а не исповеданные — не покрывает (1 Ин. 1:9).
А что если человек грешит неосознанно? Неведение не является оправданием (Лев. 5:17), но Бог в Своей любви добр и более снисходительно судит тех, кто грешит по неведению (Лк. 12:47, 48; 1 Тим. 1:13). Мудрый человек ежедневно исследует Писания (Деян. 17:11), чтобы «познать истину” (Ин. 8:32), и молится о прощении невольных грехов: “От тайных моих очисти меня” (Пс. 18:13). Он прилагает все усилия, чтобы быть безгрешным (1 Ин. 3:9).
Учить, что Божья благодать покрывает непокорность Богу, значит ложно истолковывать Писания. А повиновавшийся евангелию и постоянно исповедующий свои грехи христианин должен быть несказанно благодарен за то, что благодать Спасителя имеет благословенную и неиссякаемую силу покрывать их.
Как сказал Пат Фланиган, “Благодать — это когда мы получаем то, чего не заслуживаем. Милость — это когда мы не получаем того, что заслуживаем”: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (Еф. 2:8, 9).