Кто смиряет себя – притча о почётных местах.
Христианство и Библия.
(От Луки 14:7-11)
Притча о почётных местах.
«Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:7-11).
Эта притча – часть беседы Иисуса за столом в доме одного из начальников фарисейских. Была суббота, и фарисеи с самого начала наблюдали, что Иисус будет делать. Поэтому, исцелив человека в день субботний, Он изумил их. «Разве не позволительно врачевать в субботу?» — рассуждал Он.
Много лет назад обычаи, касающиеся приёма пищи, сильно отличались от современных обычаев. Хорошо известно, что древние греки и римляне ели пищу, возлежа за столом на низких диванах, которые располагались вдоль низких столов. Обычно столы имели П-образную форму, и слугам было легко подавать пищу обедающим. Во главе стола возлежал самый почётный гость; в еврейских кругах эта честь обычно сберегалась для раввинов. По его правую и левую руку усаживались следующие по рангу гости, а затем, в порядке снижения важности гостя, рассаживались другие люди. Очень часто не назначали точное время обеда. Одни гости прибывали раньше, другие позже. Во времена Иисуса многие фарисеи, особенно из наиболее влиятельных сект, подгадывали своё прибытие так, чтобы получить наиболее благосклонный приём и самые почётные места за столом.
На этом празднике, который Иисус посетил в субботу, фарисеи особенно внимательно наблюдали за каждым Его шагом. Они наблюдали за Ним, а Он – за ними. Он наблюдал, как они входили, незаметно обходя столы так, чтобы сесть на почётные места. Поэтому Он рассказал им притчу, которая была укором по поводу их манеры поведения за столом и предупреждением об их рискованном духовном состоянии. «Когда вас пригласят на пир, — сказал Он, — не выбирайте лучшие места. Если вы это сделаете, предположим, придёт кто-то, действительно занимающий высокое положение. Тогда хозяину придётся попросить вас освободить место, и вам будет стыдно переходить на место в конце стола. Если, с другой стороны, вы займёте более низкое место, хозяин попросит вас пересесть на лучшее и возвысит вас на глазах всех людей».
Этот совет, который Иисус дал фарисеям, называется притчей. Это не такая притча, в которой рассказана какая-то история, но это всё равно притча, потому что она содержит урок на понимание правильных взаимоотношений в царстве Божием.
Принцип смирения
Заключительное утверждение этой притчи гласит: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Это были излюбленные слова Иисуса, мысль, которую Он часто подчёркивал (см. Мф. 23:12; Лк. 18:14). Эту истину часто вспоминали в ранней церкви. Эту тему затрагивали Павел, Иаков и Пётр. «Ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других» (Флп. 2:3, 4). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:5, 6). Таков закон в царстве Мессии: единственный способ возвыситься — это принизить и смирить себя.
Путь к смирению
Принцип смирения очевиден и понятен. Но найти путь, который ведёт к смирению, не всегда легко. С чего начать? Где отправная точка истинного смирения? Нужно начинать с себя. Вдали от суматохи и спешки, в спокойном, ничем не прерываемом уединении каждому человеку нужно подвергнуть себя самооценке. И в жизни каждого из нас найдётся многое, из-за чего нам следует быть смиренными.
1. Наши физические и телесные слабости должны держать нас в смирении. С физической точки зрения человек – это прах.
«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его» (Псалом 102:13-16).
Человек может быть архитектором или астрономом, воином или государственным деятелем, но никто не становится настолько могущественным, как ему хотелось бы быть. Есть тропы, по которым человек не может пройти. Есть скалы и горы, на которые он не может подняться; существуют космические галактики, которые он не может покорить. Кроме этого, человек проживает свои дни в страданиях и слезах. Он не знает, как защититься от боли. Он не способен защититься от болезней. Он не может скрыть неотвратимые признаки старости. Он не может дать взятку смерти и избежать её. Одной только неотвратимости смерти уже достаточно, чтобы держать людей в смирении. Тонко устроенный механизм тела человека может так быстро выйти из строя, система органов может так легко нарушиться, «телесная храмина» человека может быть мгновенно снесена с лица земли – всё это показывает, насколько непрочной является жизнь. Когда вспоминаешь об этом, наша гордыня и самомнение разбиваются в пух и прах.
2. Ограниченность нашего ума должна держать нас в смирении. В течение веков человек накапливает факты и совершенствует методы исследования. Если всё это знание поместить в один «склад», оно всё равно будет бесконечно мало по сравнению с тем, чего человек не знает. Достижения в области технологий и научные прорывы приходят мучительно медленно. Лучше самих учёных этого никто не знает. Истинный учёный постоянно стыдится своего невежества. Во всей истории человечества не было истинно мудрого человека, который сам бы поражался своей мудрости. Обладающий глубокими знаниями Сократ ни в коей мере не пользовался любовью в древних Афинах. Он любил проводить время, ходя по улицам в поисках мудрого человека. Когда он находил подходящего кандидата, он «загонял» его в угол, бомбардировал серией вопросов, на которые нельзя ответить, и затем оставлял его в забвении своего невежества. Если Сократ и был самым мудрым в Афинах, то только потому, по его собственным словам, что он знал, что ничего не знает. Кто-то выразил это так: «Мы все невежды; просто мы невежды в разных вещах». Человек может уметь говорить на десяти языках, но быть абсолютно не в состоянии разобраться со своим счётом в банке. Человек может иметь международный авторитет в области классической литературы, но не уметь водить машину. Человек может быть специалистом по механизмам и разным электрическим приборам, и не в состоянии правильно написать слово из трёх слогов. Простая истина в том, что жизнь приняла такие размеры, что никто не может быть специалистом во всех искусствах и во всех науках. Ничтожность нашего знания должна навсегда держать нас в смирении.
3. Наши слабости и ошибки в нравственном смысле должны держать нас в смирении. Однажды кто-то сказал: «Гораздо более полезно оценить свои недостатки, чем хвастаться своими достижениями». Наши недостатки нигде так особенно нам не заметны, как в нравственном поведении. Самые праведные и достойные люди всегда осознают свой грех. Выдающимся примером в этом отношении является апостол Павел. В его жизни постоянно действовала разрушительная сила внутреннего противоречия. Иногда он не делал того, что хотел, а делал как раз то, что ненавидел. «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:21, 24). Это тот же самый апостол, который говорит о себе, как о первом из грешников (см. 1 Тим. 1:15). Франциск Ассизский, который посвятил свою жизнь служению бедным, говорит о себе: «Нигде нет более презренного, более несчастного бедного создания, чем я». Честное изучение самого себя покажет нам в истинном свете, насколько мы на самом деле малы. Кто из нас захотел бы прямо сейчас встретиться с Богом, Который судил бы нас на основании нашей врождённой благости и на основании наших дел, которые мы совершали в Его имя? Общий итог нашей доброты, нашей щедрости и добрых дел прискорбно мал. Превыше всего, даже лучшие из людей должны осознать необходимость смирения.
Образец смирения
Когда человек встречается с Иисусом Христом и сравнивает свою жизнь с Его жизнью, он испытывает чувство вины и печали из-за такой заметной разницы. В последнюю ночь, в тени креста, между учениками возник спор о том, кто из них был наибольшим (Лк. 22:24-27). Мы не знаем, с чего он начался. Но, поскольку Иисус собрал Свою группу, чтобы вкусить Пасхальную Вечерю, которая являлась самым важным иудейским праздником в году, вполне вероятно, что распря была по поводу мест за столом. Какая горькая трагедия в том, что Иисусу в эти последние часы пришлось наблюдать, как Его собственные ученики, подобно фарисеям, устроили словесную драку за почётные места. Чтобы положить конец их спору, Иисус спросил: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (стих 27). Затем Иисус встал со Своего места, снял верхнюю одежду, препоясался полотенцем, как бы это сделал раб, и начал умывать ноги ученикам одному за другим (см. Ин. 13:3 и далее). Они сидели в изумлении, совершенно приниженные, не веря в то, что они так эгоистично повели себя. Вряд ли Иисусу нужно было напоминать им поступать так же, как поступал Он. Князь Славы умыл их ноги! Это был урок любви и служения, который они не могли забыть.
Люди во времена Христа не верили в то, что человек, который пробивает себе дорогу в жизни, будет унижен, и что тот, кто принижает себя, в конце добьётся успеха. И сегодня в это верят очень немногие. Но Иисус учил обратному, и Он на практике делал то, чему учил. Когда Он пришёл в этот мир, Он спал в яслях, а когда умер, Он умер на кресте. Ни при рождении, ни в момент смерти Он не мог найти более низкого места. К нашему стыду не может быть вообще никакого сравнения Его жизни с нашей.