Невидимая работа Бога. Как Божье царство растет внутри и вокруг нас.
Исследование Писания
В Mк. 4 содержатся три замечательные притчи, каждая из которых открывает одну из тайн Божьего царства. Марк записал меньше притч Иисуса, чем другие авторы Евангелий.
Если быть конкретным, то у Марка только четыре притчи, три из которых изложены в этой главе. Однако Марк отмечает, что Иисус рассказал значительно больше притч. В 4:33-34 он пишет: “И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать; без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все». Обратите внимание на специальное упоминание о том, что Иисус объяснял сказанное Своим ученикам. Посторонние не улавливали смысл сказанного, но Своим ученикам Иисус все объяснял.
Три притчи, которые Марк приводит в этой главе, — это притча о сеятеле, притча о растущем семени и притча о горчичном зерне. Каждая из них проясняет что-то о Божьем правлении в жизни человека. Иисус каждый раз проводит нас за кулисы и показывает что-то из того, как Бог действует в мире. Так Он открывает некоторые тайны Божьего царства. Нам не нужно гадать, что это за тайны. Суть каждой из притч становится ясной, когда мы понимаем, что имеет в виду Иисус. Притча о сеятеле рассказывает нам, как в человеке зарождается Божье царство. Притча о растущем семени говорит о том, как царство растет в человеке. Притча о горчичном зерне открывает, какое огромное влияние Божье царство будет иметь в мире.
Предупредив Своих учеников, чтобы они тщательно обдумывали услышанное, Иисус рассказал им другую притчу о царстве — притчу о незаметно растущем семени: «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (ст. 26-29).
Иисус говорил: “Вот так Божье правление осуществляется в жизни людей. Вот так Божье царство оказывает свое влияние на сердца людей”. Для меня это одна из самых воодушевляющих притч Иисуса, потому что в ней Он рассказывает о том, как ширится и растет в людях Божье руководство. Ключ ко всему отрывку находится в последней части стиха 27 и первой части стиха 28: “…И как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит… [плод]”.
Рисуя эту картину, Иисус изобразил земледельца, который идет на пашню сеять семя. Это тяжелый труд, но в этом его роль, и он ее выполняет. Закончив работу, он возвращается домой и ложится отдыхать. Он не сидит всю ночь, кусая ногти и переживая, попало ли семя в надлежащее место и прорастет ли оно. Проснувшись на следующее утро, он не идет в поле, не выкапывает одно из таких семян и не смотрит, пустило ли оно росток. Он сажает семя и понимает, что Бог сделает свое дело. Бог участвует во всем этом процессе и в должное время начнет действовать. При соответствующем уходе это семя прорастет и поднимется над землей. Иисус говорит: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». И только когда это зерно созреет, земледелец опять будет призван к труду. Плод созрел, и человек идет убирать урожай того, что посеял.
Павел выражает ту же мысль в 1 Кор. 3:9, когда говорит: “Ибо мы соработники у Бога». Весь процесс может начаться, с одного слова наставления, поддержки или поучения. Затем следует время взращивания, время ожидания, когда Бог выполняет Свою часть.
Как долго это длится? Это зависит от Божьего расписания. Иногда Его оценка времени не совпадает с нашей. Мы обычно хотим, чтобы все было сделано быстро, и склонны судить об успехе по тому, как быстро делается то или иное дело. Иисус же сказал: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Этот процесс обозримый, но он требует времени. На разных полях, как и в разных людях, он протекает в разные сроки. Наша работа заключается в том, чтобы посадить это семя и верить, что в нем есть сила, которая заставляет его расти само по себе. Нужно просто дать ему время, чтобы оно выросло.
Господь учит нас терпению. Слово развивается тайно. Мы можем и не знать, как это происходит. Мы можем не понимать этого. Иисус проповедует великую истину о том, что в процессе обращения действует Бог. От нас это не зависит. Сделав то, что от нас требовалось, мы должны положиться на тот факт, что дальше будет работать Бог. В Коринфе Павел насаждал, Аполлос поливал, но взрастил именно Бог (1 Кор. 3:6). Это одна из тайн Божьего царства.
facebook.com