Почему блаженны плачущие. Мф. 5:4
Христианство и Библия.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). Этой заповедью Иисус установил новый идеал поведения, а именно – отеческую и братскую любовь.
Счастье в плаче
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4).
Здравый смысл никогда бы не предложил, что счастье может прийти как результат плача, тем не менее, Иисус заявил это, как вечную истину. Вначале это звучит парадоксально, но ключом к пониманию того, что имел в виду Иисус, является значение слова «плакать». Это слово обычно означает не внешнее проявление горя, печали или скорби (эти чувства обозначались другим греческим словом), а выражает чувство глубокого беспокойства, часто беспокойства о грехах других, как оно используется в 1 Послании к Коринфянам 5:2.
В этом контексте Иисус говорит не о детском хныканье или печали из-за личной потери. Он говорит о таком же любящем беспокойстве, которое родитель испытывает к своему ребенку: это беспокойство, которое убеждает родителей растить ребёнка до счастливого результата зрелого возраста. Иисус говорит о такой любви, которая делает человека чувствительным к нуждам и неудачам его детей. Именно такая любовь была у Иисуса к молодому богатому правителю (Мф. 19:16-22). Подобно отцу, Он видел в том молодом человеке возможности, использовать которые он не мог из-за своего характера. Если человек должен найти истинное счастье, он должен развивать и воспитывать в себе такую любовь ко всему человечеству.
Эксперты по вопросам несовершеннолетних утверждают, что причиной преступности в их среде часто является недостаток сочувственной и понимающей дружбы со стороны старших братьев и сестер ребёнка. Почти в каждом случае не нашлось ни одного, кто бы тревожился за них. У правонарушителей не было никого, кто бы «плакал» о них, и в результате этого – испорченная и несчастная жизнь.
Человек по своей природе является социальным существом, которого интересуют те, кто окружают его. Многие ученые, занимающиеся изучением человеческого разума, настаивают на том, что человек по природе сострадателен. Если это так, то почему среди людей так много бессердечия? Почему сердца людей не трогают человеческие нужды других? Дело в том, что благородное беспокойство за других было подавлено в них.
Существует традиция, и особенно среди мужчин, у которой нет официального названия, но, возможно, лучше всего могла быть названа отношением «ты же мужчина!». Как только мальчик начинает понимать слова, ему говорят «мальчики не плачут!». На протяжении первых лет познания, когда его можно было бы научить укреплять и развивать естественную заботу и беспокойство о других, мальчика учат подавлять свои естественные чувства. Вместо того, чтобы учить мальчика добродетели плакать за других, его учат, что чтобы быть мужчиной, он должен подавлять свои эмоции. Вначале он делает это, избегая такие ситуации, которые могут вызвать в нём глубокое сострадание и сочувствие. Он начинает бояться видеть страдание. Он также старается ожесточить своё сердце и подавить свою чувствительность, чтобы не плакать, когда для этого есть повод. За этим отношением «мальчики не плачут» стоит искренний мотив, но он совершенно противоположен тому, чему учит Иисус.
Родители естественным образом заботятся о том, чтобы их сыновья были мужественны. Однако они разрушили свою цель, подавив в сыновьях одну из самых благородных черт, присущих мужчинам. Посмотрите в Библии на примеры мужчин великого мужества, которые оплакивали беды и неудачи других. Если бы нужно было составить список таких людей, то в него вошли бы имена Моисея, Авраама, Самуила, Давида, Илии, Иеремии, Исаии, Амоса и Осии. Возможно, лучше всего это видно в Иисусе – совершенном выражении мужественного мужчины. Он не боялся сострадать множеству людей, выразить Своё глубокое беспокойство о судьбе Израиля или оплакивать смерть любимого друга. Один из самых трогательных отрывков в Новом Завете – «Иисус прослезился». С другой стороны, примерами настоящего «ты же мужчина!» будут Голиаф, Иоав и Самсон.
И еще раз, в данном случае Иисус выражает не столько этическое повеление, сколько вечный принцип. Беспокойство о других приносит прочное счастье. Одной из особенностей больного человека является его сосредоточенность на самом себе. Человек, который может потерять себя для других, будет не только более счастливым, но также и более здоровым. Родителям следует вдохновлять своих детей развивать свою естественную чувствительность к другим. Они должны учить детей показывать сострадание и давать им возможности выражать свою заботу о благополучии других.